d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Мы расправимся с активом, как с картошкой повара

Оригинал взят у allemand1990 в Мы расправимся с активом, как с картошкой повара

Воззвания, листовки и письма, обнаруженные в деревне, очень различались по политической направленности и взглядам их создателей. Среди антиправительственных документов были эклектично наполненные воззвания. Так, в конце 1929 г. в Любинском р-не Омского окр. имели хождение листовки с лозунгом «Долой республику труд. Да здравствует империализм. Ура», на обороте которых были изображены крест, фашистская свастика и двуглавый орел. Распространение листовок с фашистской символикой отмечено 11 и 23 марта в Красноярске и его пригороде.

Анонимные обращения адресовались самым разным по мировоззрению людям — от монархистов до анархистов. Весьма популярным было противопоставление царской и советской эпох: «немного осталось потерпеть ожидаем Николая Александровича, держитесь крестьяне не заходите в коммуны <...> долой власть советов [да] здравствует старое время» (с. Генералка Бийского окр., 19 января); «Да здравствует вольная царская власть. Товарищи крестьяне, верьте богу, не забывайте царя, бросим все колхозы» (с. Ново-Копылово Барнаульского окр., 2 мая).

Встречались также листовки, в которых проводилось прямое сопоставление царского и большевистского режимов: «Товарищи мы не должны довести свою страну, чтобы у нас вновь был царь, но над нашей и вообще над всеми нашими коммунами нет только двуглавого орла и палача в красной рубахе, а тоже крепостное право работают по заданию, для кого? Для тех, кто жил и живет нашей кровью для тех же помещиков, но в другой коже в лице коммунистов, ответработников!!!» (с. Быстрый Исток Бийского окр., 27 января).

В воззваниях, как в зеркале, нашла отражение драматическая эпоха 1917—1930 гг. с ее знаковыми фигурами — Керенским, Лениным, Сталиным, Троцким: «Да здравствует крестьянский союз, да здравствует учредительное собрание во главе с Керенским, который продолжает бороться за крестьян» (с. Дальняя Закара Иркутского окр., 10 марта); «Нас много, Польша за нас, Керенский давно. Старым коммунистам Сталину будет смерть» (там же, 12 марта); «Давно ли сняли цепи, теперь наденем кандалы <...> Будет восстание народа, будет кровопролитная весна, долой насилия, долой издевательства. Слава Ленину, слава творцу, слава трудящемуся народу» (ст. Топки Кузнецкого окр., 13 марта). К Сталину авторы воззваний, обнаруженных в деревнях, относились поразному. Одни выражали резкие обвинительные суждения, другие видели в нем заступника и обращались с жалобами на местные власти. Встречались прямые отзвуки известной сталинской статьи «Головокружение от успехов». В крестьянской интерпретации это выглядело так: «Не ходите в коммуны, разбегайтесь, ничего Вам не будет, СТАЛИН об этом в газете уже писал, чтобы ни одного не было в коммуне» (д. Старый Чулым Новосибирского окр., 22 марта). В сознании части крестьянства Сталин и его окружение (чаще всего упоминался Калинин, реже Рыков) олицетворяли собой эксплуататорский режим. Например, в анонимном письме, которое распространялось в Томском окр. в начале мая, говорилось: «Что ты думаешь дедушка Калина сидишь ты у нас высоко и видишь все дела ты у нас грозный царь председатель цыка загнал ты кулаков и бедняков в дом исправтруда и поставил грозный караул милиция твори миродеры попили крестьянской крови.

Сталин зерны все забрал, а посеять пришлось мужик думает чем буду сеять нет семян. А Сталин все не верит и послал рабочих по деревням и фабричные бригады выполняя приказы цыка разъезжая по деревням бьют об стол кулаком заставляют сеять крестьян, мужику сеять нечем вся беда, а Калинин тут как тут своим приказом ликвидировать как класс и отправить в Нарымский край, так сбылось всю Россию и Сибирь цык в Нарым свозил». В этом же письме давалась широко распространенная в тот период образная интерпретация советской символики: «Советский герб серп и молот смерть и голод бедняк серп капитал пожал вот и смерть, рабочий — молот хлеб забрал вот и голод разгоните дружбу молота и серпа пойдет жизнь весела, станет жить народ на воле всего будет боле».

Широкое распространение в деревенской среде получила политическая сатира, облаченная в традиционную форму частушки. В ней находили отчетливое отражение основные приметы времени. Весной 1930 г. в с. Шералдай Бурят-Монголии молодежь распевала частушки «антисоветского характера», сочиненные, по мнению чекистов, 60-летним нищим стариком Петром Гандимуровым:

«Мужики вы дураки / Расширяйте площадь / Расширяйте площадь
шире / Чтоб потом голоса лишили.
Ой коммуны, вы коммуны / Настоящие гады / Вы в коммуне на-
жились / Стали шить себе наряды <...>
Прошли девушки запели / Взбудоражили село / Из коммуны и ар-
тели / Расходиться весело.
Где буровят ключи / Из под каменной горы / Из артели убежали /
Все крестьянские дворы.
Жизнь наша немила / Нет табаку и мыла / Рубашка загрязнится /
Нечем помыться.
Не ходите девки в школу / Там нет бога, нет креста / Один Ленин
на картинке / Сидит выпучив глаза»

Красильников С.А. Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы. М., 2003. С. 42-44.


Tags: большевики, из френдленты, коллективизация, перепост, сталинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments