d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

В СССР не должно быть благотворительности - только массовые расстрелы!

Оригинал взят у sergey_verevkin в В СССР не должно быть благотворительности - только массовые расстрелы!
Оригинал взят у igorkurlв Церк.благотворительности – бой! Как башк. чекисты ликвидировали сестричество для бедных. 1929 г.


Казанский собор г. Стерлитамака. Закрыт в 1929 г. Разрушен в 1937 г. От первых лет после революции до 1929 г. при соборе действовало благотворительное сестричество.  

 

Предлагаемые документы из ЦА ФСБ показывают, как «советская» власть, используя инструменты тайной полиции, боролась с любыми формами церковной благотворительности. И, конечно же,  под «обстрелом» были братства и сестричества, которые верующие организовывали и после октябрьской революции. Иногда, - как и в рассмотренном ниже случае, - местные власти шли верующим навстречу и разрешали церковные благотворительные общества. Но такие «ошибки» успешно исправлялись, органы ОГПУ не «дремали», чекисты проводили нужные мероприятия, а также сигнализировали о допущенном «головотяпстве» местных советских работников высоким партийным органам.

 



Ниже речь идет о судьбе одного такого сестричества, организованного в г. Стерлитамаке (Башкирия) в первые годы революции и усиленного благодаря деятельности епископа Марка (Боголюбова) (1879-1935), в 1922-1925 гг.епископа Стерлитамакского, викария Уфимской епархии (именно о нем идет речь в донесении чекистов). В дальнейшем владыка за свою пастырскую деятельность неоднократно подвергался репрессиям  - арест в 1925 г. (приговор – 5 лет лишения свободы), 1928 - 1931 гг. – ссылка на Дальнем Востоке (в этот период с 1929 г. – епископ Приморский и Владивостокский, в 1930-33 гг. – епископ Забайкальский и Читинский). В 1933-4 гг. новые аресты, в 1935-м – расстрел. (Прославлен не был).       

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6976

 

О судьбе Казанского собора г. Стерлитамака, при котором и находилось ликвидированное чекистами в 1929 г. сестричество, можно почитать на сайте города:

 

  «Собор в честь иконы Казанской Божией матери был построен в 1806 году на месте первой деревянной церкви Стерлитамака, основанной в 1789 году. Через 30 лет деревянное здание храма сгорело, и на его месте было решено построить каменное. Проект нового варианта собора был утвержден в 1836 году императором Николаем I. Строительство велось на средства, собранные горожанами, и окончательно завершилось только в 1864 году. Собор был выполнен с пятью золочеными главами, увенчанными серебряными крестами и четырехколонной звонницей. Входы украшали шестиколонные портики. Храм был обнесен чугунной узорчатой оградой и хорошо просматривался с любой точки города.

Во времена советского союза Казанский собор постигла участь многих российских храмов. В 1929 году его закрыли и передали здание под клуб. С собора сняли колокола, спилили кресты, разграбили внутреннее убранство, а в самом здании устроили кинотеатр.

Один из последних священников Казанского собора Петр Полозов перешел в Тихвинскую церковь. Однако в 1937 году его арестовали и приговорили к высшей мере наказания.

Снесли в 1937 году и сам собор. Кирпичи собора пустили на постройку бани и школы.

Сегодня от этого памятника архитектуры не осталось ничего кроме нескольких фотографий. На месте бывшей соборной площади теперь расположен парк им. Кирова».

 

http://sterlitamakcity.ru/religiya/28-kazanskii-sbor.html

В 2011 г. собор планировали восстановить.

 

ДОКУМЕНТЫ

 

16 июля 1929 г.

 

№ 1617

16/YII 29.

Сов. Секретно.

Сер. «К».

 

Гор. М о с к в а – СО ОГПУ

Начальнику 6-го отделения.

Копии: Секретарю Башкирск. Обл. Комитета ВКП (б) и Председателю Башкирской Контрольной Комиссии

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА.

 

В мае месяце в г. Стерлитамаке из собора было похищено много церковных ценностей. При расследовании к краже оказался причастным причт этой церкви, а поэтому были арестованы три попа, церковный староста, дьякон и несколько монашек. Горсовет с целью проверки имущества, в связи с кражей, создал комиссию. В процессе работы комиссии у церкви собралась толпа верующих около 300 чел., произвела беспорядки и стремилась учинить физическую расправу с членами комиссии, в результате им удалось нанести несколько ударов по лицу члену Горсовета КОЛОЯРОВОЙ, так как милицией тут же толпа была рассеяна (нами по этому вопросу следственное дело закончено и направлено в Коллегию ОГПУ, привлечены в качестве обвиняемых, как инициаторы, два б/стражника, две торговки и одна монашка).

В процессе расследования этого дела нам пришлось столкнуться с таким вопросом: беднота г. Стерлитамака проявила в этих беспорядках весьма активную роль, производила подстрекательства, исполняла роль рассыльных и т.д.

Выясняя этот вопрос, мы установили, что среди бедноты г. Стерлитамака велась работа церковниками в течение всей революции, главным образом бедноту брали под влияние с материальной стороны – это происходило таким образом: при церк. управлении соборной общине в первые годы Революции был создан так называемый «благотворительный п/отдел», который был укреплен и активизирован епископом Марком. Этот п/Отдел назывался «сестричество». Деятельность «сестричества» заключалась в следующем: было объединено 18 женщин (из бывших людей), которые из себя, для руководства, избрали Президиум из трех человек. Весь город был разбит на районы, к каждому району был прикреплен член этого «сестричества», так называемая «обследовательница», которая обследовала семейства бедных своего района, составляла акты, которые и представляла Президиуму. Президиум рассматривал и определял сумму ежемесячного пособия. В месяц «сестричество» на эти цели расходовало в среднем около 100 рублей.  Пособие оказывалось от 1 до 3 рублей в месяц. Кроме того, оказывалась помощь вещами и продуктами. Кроме бедноты, «сестричество» оказывало помощь заключенным «за церковные дела» и их семействам.

Средства ими изыскивались: 1) в церкви стояла корзина с надписью «Для бедных», в которую клались «верующими» продукты и деньги, 2) В каждую службу носили по церкви кружку для сбора денег с надписью: «Пожертвуйте для бедных» и 3) Были пожертвования и со стороны зажиточных церковников.

При ликвидации этого «сестричества» нами президиум был арестован, в котором состояли: председателем мещанка г. Стерлитамака, домохозяйка МОТОРИНА Лидия, секретарем МАКАРОВА Алевтина, дочь чиновника и казначеем ВЯЗОВЦЕВА Ирина – мещанка г. Стерлитамака, домовладелка (так в тексте – И.К.). При аресте к нам со стороны Моториной последовал документ  - разрешение на право существования этого П/отдела «сестричество» со стороны Стерлитамакского Адмотдела (копию при сем прилагаем), в результате пришлось только ликвидировать это «сестричество», а арестованных освободить.

Вышеизложенное сообщается на Ваше распоряжение. Со своей стороны просим Обком и Контрольную Комиссию принять меры к недопущению со стороны мест подобных головотяпств в дальнейшем.

 

Начальник БО ОГПУ Извеков.

Начальник СО          Карачаров.

 

(Подписи-автографы).  

 

На первом листе резолюция Е.А. Тучкова:

 

«Т.Казанск(ому).  В сводку. 27/YII – 29. Е. Тучков".

 

Ф.2. Оп.8. Д. 528. Л. 210, 210об.

 

 

Прилагаемый к письму чекистов документ:

 

Копия.

 

АБ ССР-РСФСР

Администрат. Отдел

Стерлитамакского Кантон.

Исполнит. Комитета

Сов. Раб и Крест. и Кр.-ар. депутатов.

25 апреля 1928 г.

№ 1624.

Г. Стерлитамак.

 

Благочинному протоиерею 1 округа

СКВОРЦОВУ.

 

Административный Отдел Стерлитамака на Ваш запрос от 18/IY за № 137 разъясняет, что с его стороны к существованию благотворительного п/о при церковном правлении Казанско-Богороцкого собора (так в тексте, очевидно «Богородицкого» - И.К.) в таком составе, в каком он есть сейчас, препятствий не встречается. Производство соборов пожертвований: продуктами, одеждой, деньгами допускается кружкой-корзиной только в пределах храма, вне пределов храма какие бы то ни было сборы для благотворительных целей не допускаются. По вопросу кооптирования сведущих и полезных лиц для заведования делами благотворительности принадлежит право самой общине, каким путем и кому из числа бедных оказывать содействие, Адмотдел ограничивать не может, т.к. это право принадлежит самой общине.

 

Вр. Нач. Адмотдела СКИКа (Белоусов)

Зав. Общим П/ отделом (подпись)

С подлинником верно: Нач 1 отд. (Карачаров). Подпись-автограф.

 

Там же. Л. 211.



Tags: большевики, из френдленты, перепост, православие, советские нравы, чк-огпу-нквд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment