d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Организация органов советской власти в Крыму 1920-1921 гг.ч.1

Ишин А.В.

Организация и деятельность органов советской власти. Осуществлявших борьбу с вооруженным антибольшевистским движением на Крымском полуострове в 1920-1922 годах.


И.Я. Трифонов в фундаментальной работе "Классы и классовая борьба в СССР в начале НЭПа " отмечал, что "среди карательных органов диктатуры пролетариата" наиболее видную роль в борьбе с вооруженным контрреволюционным движением сыграли органы ВЧК-ГПУ (1).
В своем становлении на территории Крыма органы ЧК прошли длительную и сложную эволюцию. С 18 ноября 1920 года функции борьбы с контрреволюционным подпольем" осуществлял Особый отдел 6-й армии, с 29 ноября - 4-й армии, затем в Севастополе был создан Особый отдел Черного и Азовского морей (2). Отметим, что именно особые отделы являлись главными проводниками политики массового террора на полуострове. Их деятельность характеризуется произволом и бесконтрольностью (3).
Работа особых отделов по уничтожению бывших военнослужащих армии Врангеля направлялась "Крымской ударной группой", существование которой замалчивалось в советской историографии. Начальником "Крымской ударной группы" 21 ноября 1920 года был назначен заместитель начальника Особого отдела Южного и Юго-Западного фронтов Е.Г.Евдокимов (4). Руководитель ГПУ УССР В.Балицкий, оценивая деятельность этой группы, подчеркнул, что "ответственная работа выпала особым отделам во время чистки подполья, особенно в Крыму после ликвидации врангелевского фронта. Раскаленным железом выжжены гнезда контрреволюции, которые оставили белогвардейцы в Крыму" (5). М.В.Фрунзе в резолюции наградного списка Евдокимова указал: "Считаю деятельность тов. Евдокимова заслуживающей поощрения. Ввиду особого характера этой деятельности проведение награждения в обычном порядке не совсем удобно" (6).
Наряду с особыми отделами в Крыму существовали различные Транчека, Морчека. Каждое из этих учреждений опиралось на приказы своих центров, что неизбежно приводило к трениям между указанными органами, а обособленность от местной власти влекла крупные "перегибы" в работе. Так, экспедиционный отряд особого отдела Черного и Азовского морей, начав поход против "бело-зеленых" (так именовались участники антибольшевистского повстанческого движения), стал терроризировать и мирных жителей, очень широко распространив систему заложничества, вследствие чего многие бежали в горы и примыкали к вооруженным формированиям (7). С.П.Мельгунов следующим образом описывает сложившуюся ситуацию: "В довершение целым селам был предложен ультиматум - если не вернете ушедших в горы, то будете спалены (деревни Демерджи, Шумы, Корбек, Саблы и др.). Но ультиматум не был приведен в исполнение, так как зеленые, в свою очередь, заявляли, что в случае исполнения угрозы они вырежут всех коммунистов и их семьи не только в деревнях, но и в таких городах, как Алушта, Симеиз, Судак" (8).
Необходимость наведения порядка внутри сложившейся системы органов ЧК привела к ее реорганизации. 19 января 1921 года была образована Симферопольская городская Чрезвычайная комиссия (СГЧК). Чрезвычайные комиссии были созданы во всех уездах и городах Крыма (9).
18 апреля 1921 года СГЧК была реорганизована в Крымскую областную ЧК (КОЧК) с непосредственным подчинением ВЧК. Особые отделы 4-й армии и Черного и Азовского морей были ликвидированы, и создан Особый отдел в рамках КОЧК (10).
Для борьбы с вооруженными отрядами "бело-зеленых" в распоряжении ЧК имелись собственные вооруженные силы. На начальном этапе становления системы органов ЧК на полуострове эти функции выполняли отряды Особого отдела 4-й армии, Особого отдела Черного и Азовского морей, а также экспедиционный отряд Симферопольской городской Чрезвычайной комиссии.
После создания единой крымской системы органов ЧК был образован единый отряд ЧК (11), затем он был развернут в Крымскую отдельную бригаду ВЧК (12).
Коснемся вопроса о методах и стиле работы органов ЧК в Крыму. В первые месяцы после установления Советской власти на полуострове (ноябрь 1920 года - март 1921 года) очень активно использовались и даже доминировали такие "методы", как массовое истребление потенциальных "классовых врагов", повальные обыски, аресты, облавы. Тюрьмы наполнялись подозреваемыми. 8 января 1921 года был издан "Приказ ВЧК о карательной политике органов ЧК". В нем, в частности, говорилось: "Всех подозрительных, которые могут принять участие в активной борьбе, беспартийных офицеров или лиц правоэсеровского, махновского или тому подобного толка нужно держать на учете, выяснить, проверить. Это гигантская информационная работа, которая должна выступить на первый план, - наполнять же… тюрьмы арестованными по подозрению - нельзя"(13). После выхода данного приказа все шире стали применяться такие приемы чекистской работы, как осведомление, взятие на учет и проверка подозрительных лиц. Можно констатировать, что вышеуказанный приказ ВЧК дал определенный толчок к укреплению законности в деятельности ЧК в Крыму. Так, если первоначально судебные функции осуществлялись Коллегией (тройкой ЧК) в составе председателя, секретаря и начальника секретно-оперативного отдела, то затем в Коллегию вводились представители Обкома РКП(б), Ревкома и юридического отдела исполкома (14). На основе документальных данных мы можем прийти к заключению, что процесс расширения Коллегии ЧК в Крыму за счет представителей "военно-революционных" властей полуострова шел уже в конце января 1921 года (15).
Тем не менее, по-прежнему нередки были злоупотребления служебным положением и порой даже откровенная уголовщина. В Керчи, например, избивали арестованных, незаконно приговорили к смертной казни несовершеннолетнего. В Феодосии и районе под видом обысков грабили семьи бывших офицеров, зажиточных крестьян (16). КОЧК боролась с подобными действиями, и потому Коллегии Керченской, Джанкойской, Севастопольской ЧК были привлечены к уголовной ответственности, ряд сотрудников Феодосийской ЧК расстрелян (17).
Вместе с тем следует отметить ряд негативных моментов в работе органов ЧК. Так, донос длительное время оставался достаточным основанием для ареста (18). На протяжении второй половины 1921 года (т.е. уже после образования КОЧК) продолжал сохраняться институт заложничества (19). В распоряжении исследователей имеются сведения о том, что крымские чекисты использовали амнистии для выманивания и расправы над "зелеными". С.П.Мельгунов приводит следующие данные: "В сентябре, поверив "амнистии", с гор спускаются две партии зеленых во главе с татарином Маламбутовым… Чекисты, захватив Маламбутова, выпустили за его подписью воззвание к еще оставшимся в горах зеленым, в котором указывают на свое миролюбие… Маламбутова с его товарищами гнусно расстреляли, обвинив в шпионаже" (20). Похожие факты встречаются и у И.С.Шмелева: "…объявили амнистию… в Симферополе расстреляли спустившихся с гор "зеленых" (21).
Особый интерес вызывают статистические данные о количестве расстрелянных собственно Крымской ЧК за 1921 год. Согласно им, за этот год был расстрелян 461 человек, из них за контрреволюцию - 128, за принадлежность к антисоветским партиям - 18, за шпионаж - 4, за преступления по должности - 44, за спекуляцию - 2, за бандитизм (как уголовный, так и "политический бандитизм") - 227, за другие уголовные преступления - 18 человек (22). Можно с определенной долей скепсиса относиться к данным, приводимым Крымской ЧК, но следует признать, что размах ее карательных акций был значительно меньше, чем у неконтролируемых в Крыму особых отделов.
28 декабря 1921 года IX Всероссийский съезд Советов вынес резолюцию о сужении круга деятельности ВЧК. В ней, в частности, отмечалось: "Съезд считает, что ныне укрепление Советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Всероссийской Чрезвычайной комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы" (23). 6 февраля 1922 года появился "Декрет ВЦИК об упразднении ВЧК и о правилах производства обысков, выемок и арестов". Данным декретом предписывалось упразднение ВЧК и ее местных органов, возложение на Народный комиссариат внутренних дел следующих задач: "а) подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма; б) принятие мер охраны и борьбы со шпионажем; в) охрана железнодорожного и водного путей сообщения; г) политическая охрана границ РСФСР; д) борьба с контрабандой и переходом границ республики без соответствующих разрешений; е) выполнение специальных поручений Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета или Совета Народных Комиссаров по охране революционного порядка" (24).
Реализация этих задач возлагалась на Государственное Политическое управление, которое, согласно вышеуказанному декрету, должно было быть образовано при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР (25). В организации органов ГПУ проявилось стремление властей, общая тенденция к упрочению законности. Все общеуголовные дела должны были передаваться в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Внесудебные репрессии отменялись. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами ГПУ, условия проведения арестов и обысков. За ГПУ сохранялось право иметь особые части войск (26).
Во исполнение декрета в начале 1922 года Крымская ЧК была реорганизована в Крымское Политическое управление (КПУ) при ЦИК Крымской АССР. В отношении соблюдения законодательства в деятельности КПУ сохранялись те же тенденции, что и в деятельности ЧК, т.е. отдавалось предпочтение директивным предписаниям руководства этих органов, а не законам. Это хорошо видно на примере "дела" С.Н.Булгакова, когда выдающийся русский философ был выслан "без права возвращения" с территории РСФСР "во исполнение" телеграммы ГПУ без каких-либо законных оснований (27).
Следует отметить, что сложная экономическая ситуация в Крыму тяжелым образом отразилась на положении подавляющего большинства работников КЧК-КПУ. В протоколе заседания Коллегии Красноармейской (Ялтинской) ЧК от 16 июля 1921 года читаем: "Сотрудники обмундированы плохо, многие совершенно босы, не имеют обуви, не имеют белья, так как не получают продуктов и вынуждены обменивать свои вещи на продукты" (28). Из материалов КЧК мы также узнаем, что на почве голода "застрелился сотрудник Евпаторийской ЧК" (29). Протокол областного совещания коммунистов Госполитуправления Крыма от 20 сентября 1922 года свидетельствует, что "наблюдаются голодные смерти сотрудников и их семейств" (30).
В заключение характеристики организационных основ и деятельности органов ЧК-ГПУ в Крыму подчеркнем, что именно на них делалась главная ставка в борьбе с вооруженной крымской контрреволюцией, они полностью соответствовали определению ЧК Центральным Комитетом РКП(б) как "боевого аппарата борьбы с контрреволюцией на внутреннем фронте" (31).
Наряду с ЧК в борьбе с вооруженной контрреволюцией на полуострове активно участвовали части особого назначения (ЧОН), органы милиции, отряды Красной Армии и сельской самообороны.
Части особого назначения были сформированы в Крыму 17 июня 1921 года (32). ЧОН представляли собой военные отряды, создававшиеся партийными органами. Эти отряды использовались для ведения боевых действий против "бело-зеленых", а также для сбора разведывательной информации, охраны важных объектов, городов и сел.
Согласно положению ЦК РКП(б), утвержденному в августе 1921 года, в подразделения ЧОН в обязательном порядке зачислялись все коммунисты и комсомольцы, годные к несению военной службы. Центральная комиссия по борьбе с бандитизмом разрешила включать в ЧОН и заслуживающих доверия беспартийных (33).
4 августа 1921 года части особого назначения были переформированы в Коммунистический полк особого назначения, который, в свою очередь, 15 августа 1921 года был развернут в 6-ю Крымскую Коммунистическую бригаду особого назначения шестибатальонного состава. Командиром бригады был назначен Фельдман. 5 декабря 1921 года 6-я Крымская Коммунистическая бригада особого назначения была переименована в 4-ю Крымскую Коммунистическую бригаду особого назначения, а 10 апреля 1922 года эта бригада была переформирована в ЧОН Крымской АССР (34).
Каждое подразделение бригады имело собственный район действий и пункт сбора. Бойцы должны были проходить общий курс военного обучения и специальную подготовку (35).
Возглавлял ЧОН командующий, при нем существовал штаб, в ведении которого находились боевая, разведывательная и агентурная работа; организация, формирование и мобилизация ЧОН; боевая подготовка и служба кадров; комплектование, прохождение службы командного и административного состава; снабжение всеми видами довольствия и вопросы образования и хранения мобилизационных запасов имущества (36).
14 января 1922 года за подписью секретаря Областкома Израиловича и командира 4-й Крымской бригады особого назначения Лепина вышло циркулярное письмо, адресованное местным органам Областкома РКП(б). В нем отмечалось: "Части особого назначения в Крыму не спаяны, не дисциплинированы, посещение занятий дошло до минимума, кадр ЧОН не обеспечен необходимым - все это отражается на боеспособности". В письме предписывалось "немедленно организовать в местах расположения ЧОН Военные Советы частей особого назначения" и с их помощью "поднять части особого назначения на должную высоту" (37). Во исполнение этих распоряжений на основе секретного "Положения о Советах частей особого назначения", утвержденного ЦК РКП(б), в октябре 1921 года в округах (до октября 1921 года называвшихся уездами) стали создаваться Военные Советы ЧОН. Туда входили: секретарь окружного комитета РКП(б), командующий ЧОН округа, представитель окружного военкомата, представитель ЧК. Главным предназначением Военного Совета ЧОН в округе было "установление теснейшей связи" ЧОН с окружным комитетом РКП(б) и органами гражданской и военной власти. В обязанности окружного Совета ЧОН входило содействие командующему ЧОН и его штабу по учету членов РКП(б) и кандидатов РКП(б) и членов РКСМ - Российского Коммунистического союза молодежи (т.е. комсомольцев); наблюдение и выработка мер по обеспечению ЧОН всеми видами снабжения; наблюдение и выработка мер по обеспечению несения регулярной службы в ЧОН и содействие успешному проведению учебных и других сборов; руководство работой партийной и медицинской комиссий "в разбивке по очередям призыва", дача заключения по спорным вопросам и в случае расхождения с комиссиями направление вопроса на окончательное разрешение в вышестоящий Совет ЧОН. Можно сказать, что Военный Совет ЧОН округа наблюдал за боевой готовностью ЧОН и несением ими службы. Он должен был собираться не менее двух раз в месяц и не вмешиваться в техническую (оперативную) сторону управления ЧОН (38).
Наряду с окружными Советами частей особого назначения был создан Военный Совет ЧОН Крыма, располагавший аналогичными полномочиями в масштабах полуострова (39).
Характеризуя личный состав ЧОН Крыма, следует заметить, что он подразделялся на кадровый и переменный (милиционный). Кадровый состав состоял на действительной военной службе, а переменный числился на учете, периодически призывался для учебных сборов и обязан был систематически проходить занятия, не лишаясь своей повседневной службы в учреждениях и предприятиях.
По состоянию на 1 июня 1922 года в частях особого назначения Крыма насчитывалось 1 075 членов РКП(б), 89 кандидатов в члены РКП(б), 185 членов РКСМ, общее число "бойцов, готовых к выступлению", составило 983 человека (40). Можно полагать, что в это время часть бойцов по каким-либо причинам не могла выполнять свои функции.
На вооружении находилось 2 429 винтовок и карабинов, 120 револьверов, 311 гранат, 100 ручных бомб, 31 пулемет, 2 легких орудия, 230 шрапнелей, 4 тачанки и т.д. (В приводимых данных не учтен боесостав Евпаторийской отдельной роты) (41).
На основании имеющихся в распоряжении исследователей данных можно прийти к заключению, что ЧОН Крыма сыграли большую роль в борьбе с вооруженной контрреволюцией. Бойцы-чоновцы добывали данные о состоянии оперативной обстановки по всему полуострову, отбивали нападения "зеленых", совершали рейды с целью ликвидации их формирований (42). Когда в ночь с 11 на 12 января 1922 года группировкой "зеленых" был захвачен Бахчисарай, взвод ЧОН под командованием Шамова уже на следующий день выбил их из города (43).
Tags: Красный террор, Крым, большевики, чк-огпу-нквд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments