
Рябовское шоссе, вид в сторону Петербурга. Было сыро, шел дождик. Шоссе ремонтировалось, остановиться было негде, т.к. обочина была рыхлой. Пришлось оставить машину за пару километров у памятника.

Вот по этой дороге шли.

Наконец-то, пришли. После ремонта шоссе сделан небольшой пешеходный мостик. Вероятно, что раньше туда вела дорога, по которой мог проехать грузовик.
У поминального креста служатся панихиды по убиенным. Богослужения проходят 5 сентября - в день издания "Декрета Совета народных комиссаров о красном терроре".
Крест обозначает дорогу к местам расстрелов времен "красного террора". Это «артиллерийский полигон на Ириновской железной дороге» ( Ржевский артиллерийский полигон, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалево и Приютино).
В 1921 году здесь (вероятно) были расстреляны несколько десятков человек, осужденных по делу «Петроградской боевой организации» (делу профессора Таганцева), в том числе поэт Николай Степанович Гумилев.
Дорога довольно широкая. Ее явно делали специально как подъезд к пороховому погребу.
Было сыро, Антон был в какой-то "спецобуви", из которой по окончании вылили воду...
Сразу видим кенотаф священномученику митрополиту Вениамину Петроградскому. Митрополит был арестован 1 июня 1922 был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей и помещён в Дом предварительного заключения.
Был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом И. М. Ковшаровым и профессором Ю. П. Новицким. Перед казнью все были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц.
Нашему взору слева неожиданно открывается монументальное кирпичное здание порохового погреба.
В научном изыскании говорится: "Таким образом, описываемой источниками территории «артиллерийского полигона на Ириновской железной дороге» в наибольшей степени соответствует пустынный лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалеве и Приютино. Этот лес представляется тем более вероятным местом проведения казней, что он не только отделен от внешнего мира охраняемой внешней границей полигона, но и от самой территории полигона изолирован долиной реки Лубьи.
Пустынность и изолированность этого леса в свое время привлекла внимание руководства полигона, и в центре участка примерно в 300 метрах от Рябовского шоссе близ берега Лубьи был построен обвалованный двухэтажный кирпичный пороховой погреб с караульным помещением и с подъездной дорогой. Исходя из имеющихся описаний процедуры проведения расстрелов, можно достаточно обоснованно предположить наличие в районе проведения казней какого-то центрального стационарного помещения (для хранения инвентаря, складирования снятой одежды и возможного использования в качестве накопителя для временного размещения осужденных), а также подъездной дороги, ведущей в глубь расстрельной территории. Всему этому идеально отвечает по месторасположению как сам уединенный пороховой погреб, так и караульное помещение перед ним."

Здание старое, капитальной постройки. Крыши нет, пола тоже. Все заросло.

Остатки каких-то механизмов. Вероятно, какое-то загрузочное приспособление.

Сколько лет прошло, а кирпичи еще в приличном состоянии.

Оконные проемы.

Внутренняя стена сооружения. Для чего внутри установлена такая стена - не знаю.

Природа берет свое, все заросло.

Дальнее помещение. Побеленные стены.

Какие-то закладные. Не будучи строителем, не могу сказать их назначение.

Элемент конструкции сооружения.

Смотрм на центральный вход сбору. Да, это какое-то загрузочное приспособление. Вертикальные полосы - это струи дождя. Нам пришлось минут 20 пережидать дождик под защитой этих развалин. Довольно тоскливое место.

Пока коротали время, я подметил элементы электропроводки. Какие-то фарфоровые закладные в кирпиче. Интересно, электричество поступало из города (а это более 20 км), или вырабатывалось на месте? У меня, как у человека воспитанного по учебнику истории СССР, было челкое представление. что электричество изобрел Ленин в 1919 году. А при проклятом царизме вечера коротали при лучине.

Это центральный вход в арсенал. Я не заметил закладных под петли для ворот. Но есть следы какого-то навеса над проемом. Быть может, существовал какой-то деревянный "предбанник".

Вход декорирован венками, памятными табличками и мраморной памятной доской.

Антон с серьезным выражением лица. Можно подумать, что его эта история как-то интересует. На самом деле, он весьма далек от того, что творилось здесь 90 лет назад.
По разным подсчетам на Ржевском полигоне в 1918-1920-х годах было убито от 9 до 18 тыс человек.

Памятный крест и православные символы.

В оконном проеме установлены фотографии и иконы.

Еще памятные иконы.

Говорят, что пороховой погреб использовался как накопитель. Для расстрелов людей вели по этой дороге в сторону реки Лубьи.

Вся дорога обустроена, есть мостки через ручьи, тропинка обозначена маркировочной лентой, повсюду повешены поминальные таблички.

Вот такие мостки кто-то сделал. Дорога мрачная. Говорят, что раньше там не было леса, была пустошь.
Комары заедают насмерть.

Я не знаю, как называются эти поминальные знаки. Сделано с большим старанием.

Тропинка обозначена на всем пути, сбиться невозможно. Везде повешены небольшие иконки.
Комары просто зверские.

Какой-то церковный элемент, а может, просто противопожарная подставка для лампадок.

Стихи М. Волошина в рамке.

Небольшой кенотаф жертвам красного террора.

Вот и пришли. Дальше идет обрыв к реке Лубье.

Река Лубья. Течет в сторону города. Довольно быстрая.

Растет странное деревцо. Становится совсем мрачно, мы поворачиваем и идем обратно.

Идем в обратную сторону. Немного темнеет, хотя в Питере разгар белых ночей. Начинается приличный дождик.

Выходим с лесной тропинки к арсеналу, там пережидаем дождик, направляемся по дороге к шоссе. Никого вокруг.
Только памятные иконы на деревьях.

А вот это дерево было свидетелем всего произошедшего, ему лет 150.

Выходим к шоссе. Путешествие закончено. Правда, нам еще минут 25 идти до машины, которая стоит на площадке "Цветка Жизни".

Последний раз смотрим на дорогу к арсеналу, идем в сторону города к машине.
Там включаем печку, разворачиваемся и едем по Рябовскому шоссе через Всеволожск на дачу.