d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Одно из преступлений Пол Пота

В числе прочих.
...Физическое уничтожение целого пласта современной (на тот момент) камбоджийской музыкальной культуры. 
В 60-е в этой азиатской стране народ, вдохновившись новыми американскими и европейскими музыкальными веяньями (рок-н-ролл, твист,etc.), начал создавать собственные креативы в этом ключе. Причем, с самого начала делать это столь самобытно, что по ряду критериев на две и даже три головы превзошел своих вдохновителей.
Взяв за основу тогдашние западные мелодии и ритмы, камбоджийцы совместили их с собственными этническими мотивами. В результате появился весьма интересный и причудливый синтез.
Как отмечено в одной из рецензий в инете, одна из главных компонент камбоджийкого рок-н-ролла -
это не только профессионализм (они действительно классно играют!), но еще и совершенно бесподобная искренность. И это реально палится на записях. Но, как по мне, самое-пресамое могучее - это вокал теточек + кхмерский язык.
Сложившаяся в 60-е - начале 70-х гг. тамошняя муз. сцена на момент прихода к власти полпотовцев имела своих мегазвезд:

Рос Серейсотейя
Обладательница необычного голоса. В большинстве случаев выступала без микрофона и могла без помощи всякой усилительной техники захватить внимание шумной толпы, приковав к себе всеобщее внимание. Правитель Камбоджи, принц Нородом Сианук назвал ее "золотым голосом королевской столицы".
Син Сисамут
Последнего называли "императором кхмерской музыки" и сравнивали с Элвисом Пресли.
Судьбы обоих сложились в высшей мере трагично. Подобно миллионам других камбоджийцев, эти популярные исполнители стали жертвами геноцида.


Накануне захвата столицы силами красных кхмеров, Син Сисамут внезапно решил из пригорода вернуться в столицу, да еще со своей второй женой, балериной королевского балета, которая была в тот момент беременна. Скорее всего, он был расстрелян вместе с женой и сопровождавшими его друзьями прямо на дороге в Пномпень, когда шел отбор рабочих для нового лагеря. Всех, кто не подходил в рабочие, расстреливали на месте. В любом случае, в 1975 году красные кхмеры за несколько месяцев уничтожили всех известных людей и чиновников, имевших отношение к старой власти, так что Сисамут, оставшись в стране, был обречен.

Рос Серейсотейе удалось прожить чуточку дольше: как все гражданское население страны, Сотею принуждают работать в конц. лагере Пном Сруорк в провинции Kompung Speu на ирригационных работах. Первое время Сотея работала как все, сохраняя свое инкогнито. Но по мере того, как в лагерь стало прибывать все больше людей из столицы, звезду стали узнавать. Вначале многие не верили, что это была знаменитая певица. Возможно, если бы певице удалось бы остаться неузнанной, она осталась бы жива. Но ее бешеная популярность сыграла с ней злую шутку. Кхмерские вожди, узнав, кто находится в лагере, решили использовать талант певицы для "дела революции". Сотея должна была прославлять режим Пол Пота и напоминать людям, чтобы они больше работали. Когда певица не пела, она работала на рытье каналов, как все в лагере. Певице выдали сборник революционных песен, исполнение старых песен было строго запрещено. Некоторые бывшие узники лагеря вспоминали потом, что они слушали певицу довольно часто во время крупных революционных праздников.
 В 1977 году ее насильно выдают замуж за одного из заместителей Пол Пота. Второй официальный муж был такой же ревнивый, как и первый, и также ежедневно избивал ее. Муж с женой постоянно ссорились на глазах у всего лагеря. Когда в ставке Пол Пота узнали об этом, то высокие вожди заявили, что "они больше не нуждаются ни в Сотее ни в ее семье". В 1978 году Сотея и ее семья исчезли из лагеря. Одни люди утверждали, что видели певицу, идущую с пастухами в одной из глухих провинций. Другие слышали, что певицу расстреляли со всей семьей в южных лесах Trorphaung Phlong. Но наиболее достоверно выглядят воспоминания единственной выжившей сестры Сотеи. Та утверждала, что последний раз видела сестру в госпитале в Пномпене в тяжелейшем состоянии. Согласно ее словам, сестра умерла в госпитале, не дожив буквально несколько недель до ввода вьетнамских войск в страну, когда режим красных кхмеров был свергнут.

Наряду с этими двумя популярными исполнителями, полпотовцы в течение нескольких месяцев вырезали ВСЕХ мало-мальски известных музыкантов и исполнителей. Т.к. уничтожение всех без исключения представителей прежней элиты, а также всех, кто как-то не вписывался в систему построения "100% коммунистического общества" являлось у полпотовцев одним из важных условий создания "воплощенной утопии".
Так был фактически ликвидирован целый пласт местной музыкальной культуры. Ликвидирован не только посредством убийства авторов и исполнителей песен, но и посредством уничтожения носителей музыки. (Также, как и книги, пластинки и кассеты с записями песен сжигались или разбивались мотыгами).
Нечто подобное было у нас во время Гражданской войны и в начале 30-х. (правда, при всем людоедстве советского большевизма, ленинцы-сталинцы не опускались до таких крайностей). Как всякий способный ученик, товарищ Пол Пот пошел еще дальше. Если в Совдепии запрещенные произведения хотя бы в одном экземпляре предпочитали прятать в спецхраны, и тем самым сохранили их для потомков (какая неосмотрительность!), то в Камбодже все происходило более радикально и жестко.
(Отступление к дню сегодняшнему: а ведь именно об этом мечтают все эти сидящие в интернетах современные поклонники красных: дорваться до власти да учинить очередной геноцид. Более того, они как-то особенно и не скрывают своих людоедских стремлений, открыто изъявляя желание записаться в состав расстрельной команды, прося предоставить "пулемет и 5000 особо женщин, детей и стариков из числа интеллигенции").
___
Ниже приведены видеоролики с уцелевшими записями камбоджийской муз. сцены конца 60-х начала 70-х гг.:





Глядя на приведенные в первом ролике документальные кадры концертных выступлений, и просто обыденной жизни, лично меня не покидало какое-то странное чувство. Вроде бы позитивные и интересные видео, а осознание обреченности при их просмотре не покидает. Т.к. заранее знаешь, чем все это веселье вскоре закончится, и что мелькающие в кадре нарядно одетые люди спустя несколько лет будут практически полностью вырезаны.
Примерно такое же ощущение испытываешь, глядя на уцелевшую кинохронику и фотографии дореволюционной России.


Tags: Камбоджа, большевики, видео, красные кхмеры, музыка, наблюдения, полпотовщина
Subscribe

  • Террор по эту сторону фронта

    Продолжаю писать и публиковать мои статьи об изнанке ВОВ в Крыму. На этот раз - о начальном периоде войны. О том, как все было героически - есть…

  • Крым 1917-1920. Революция и Гражданская война

    Знаковое переиздание. Работа советского автора 20-х гг. прошлого века - наконец-то выпущена в новом переплете и редакции. Вниманию читателей…

  • Заморозки среди оттепели

    Текст и видео моей очередной лекции в "Родном слове" (Симферополь). Состоялась 8.02.2020. О гонениях на Церковь в Крыму в эпоху Хрущева. Текстовая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Террор по эту сторону фронта

    Продолжаю писать и публиковать мои статьи об изнанке ВОВ в Крыму. На этот раз - о начальном периоде войны. О том, как все было героически - есть…

  • Крым 1917-1920. Революция и Гражданская война

    Знаковое переиздание. Работа советского автора 20-х гг. прошлого века - наконец-то выпущена в новом переплете и редакции. Вниманию читателей…

  • Заморозки среди оттепели

    Текст и видео моей очередной лекции в "Родном слове" (Симферополь). Состоялась 8.02.2020. О гонениях на Церковь в Крыму в эпоху Хрущева. Текстовая…