d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Category:

Советская школа-2

Часть первая.

Предметом безудержного и страстного фапа советопоклонников и сталинобесов является миф о «замечательном советском школьном образовании» (особенно при товарище Сталине), которое по всем статьям превосходило западное, не говоря уже о царском. Вера в этот непререкаемый постулат внушалась буквально с пеленок. А произведения кинематографа, снятые в эпоху позднего сталинизма и позже, должны были эту веру всемерно поддерживать. Характерный образ советской школы конца 1940-х – начала 1950-х в кино: величественное, просторное здание, с сияющей кристальной чистотой прилегающей территорией; блистающие интеллектом и любознательностью, сытые, опрятно одетые школьники…

Излишне говорить, что эти лубочные картинки конца 1940-х гг. и близко ничего не имели с реальностью. На конкретных примерах, приводимых в совместном исследовании В.Н. и Е.В. Пащеня «Крым в этнообразовательном пространстве ХХ века (1901-1991 гг.)», читатель может составить вполне определенное представление о том, что представляла собой советская система образования в Крыму в первые годы после окончания Великой Отечественной войны:

"В ходе подготовки к 1945/1946 учебному году в школы области при плане завоза учебников 248 тысяч экземпляров, было получено всего 148,5 тысячи или около 60%. План обеспечения учебниками учащихся 5-10 классов был выполнен всего на 20%. Из 400 тысяч рублей, отпущенных на приобретение наглядных пособий, по различным причинам, в т.ч. и по нерасторопности директоров отдельных школ, в 1946 году было израсходовано 150 тысяч или 37,5% [2,л. 103].

Как показала проверка Крымского обкома ВКП(б), результатом всех этих и ряда других проблем стало огромное по своим размерам второгодничество. По итогам 1945/1946 учебного года из 95.508 учащихся на его конец число неуспевающих составило 27.226/28,5%, из них 15% осталось на второй, а ряд и на третий год [6,л. 147].
По-другому эти цифры выглядеть не могли в силу хотя бы того, что в 5-х классах школ города Симферополя на 200 учащихся имелось всего 8 учебников и 5 задачников по физике. Для 542 школьников Зуйского района, обучавшихся в 4-х классах, имелся 1 учебник русского языка, 50 учебников по истории СССР, ни одного учебника по географии и естествознанию. Значительную часть учебников, используемых в эти годы в учебно-воспитательном процессе, были издания 1910-1915 годов, по которым дети учились в период оккупации [2, л. 152].
Столь же неблагополучно выглядело положение дел с успеваемостью в Севастополе, где в 1945/1946 учебном году из 5.338 учащихся на конец учебного года успевающих оказалось 3.769/70,6%. 738/19,6% было оставлено на 2-й и 3-й год [7, л. 10]. Анализ, сделанный гороно,      показал,  что  главными  причинами второгодничества в городе, да и в целом по Крыму, были:

-недостаточная  воспитательная   работа   учителей  и классных руководителей;

-плохая подготовка многих учителей к проведению уроков;
-отсутствие индивидуального подхода к учащимся, особенно слабоуспевающим;
-неправильная  постановка  проверки  знаний, усвоения пройденного материала;
-нехватка учебной литературы, тетрадей;
-слабая работа комсомольских и пионерских организаций;
-слабая связь школы с родителями;
-тяжелейшее материальное положение большей части семей учащихся, другие.

Анализ годового отчета за 1946/1947 учебный год семилетней школы № 14 г.Севастополя показал, что в 4-х первых классах в ней обучался 151 человек. По итогам года во 2-й класс переведено 128/84,8%, второгодников -23/15,2%. По русскому языку оказалось с оценкой «отлично» всего семь учащихся или 4,6%.
В 1-м классе у учительницы Т. А. Захаровой оказалось около 50% неуспевающих, из них 17 второгодников и 5 третьегодников. Директор объясняет в отчете данное положение дел «ленью» учащихся. Конечно, этот факторов имел, имеет и всегда будет иметь место, но решающим здесь был некомпетентность учителя, его неумение или нежелание работать со своими учениками, их родителями [4, л. 2-3].
В школе, насчитывалось 274 пионера, объединенных в 13 отрядов, 29 комсомольцев. Эти организации не оказывали должного влияния на учебно-воспитательный процесс, существовали формально [4, л. 43].

Пащеня В.Н., Пащеня Е.В. Крым в этнообразовательном пространстве ХХ века (1901-1991 гг.) – Симферополь: ДИАЙПИ, 2010 – с.264-265
(...)

В августе 1946 года А.Ф. Переход, совместно с ОК ВКП(б), проводит Крымское областное совещание по народному образованию. Наиболее общие,
характерные проблемы были озвучены в следующих выступлениях его участников:

1.      Вологова - заведующая Белгородским РОНО: в войну разрушено 50% школьных зданий. На 45 школ района один инспектор, а на 25 школ Зуйского - два. На 10 учащихся один букварь. Методической литературы нет [9, л. 24-25].

2.      Волик - заведующий Кировским РОНО: из 2.273 учащихся начальных классов переведено 1.480/65,1% , на 2-й год оставлено 480/21,1%, на осень - 304/13,4%. В районе из 99 учителей лишь 41/41,4% закончили технические и педагогические училища; неполное среднее образование имеет 30/30,3% учителей [9, л. 27-29].

3.      Шиндель- заведующий сектором школ областного ОНО: не охвачено обучением 2% детей школьного возраста, отсеяно в течении учебного года 4%, не переведено 25% учащихся по переводным классам и 50% по выпускным (4-й и 7-й). В первом классе в 1945/1946 учебном году оставлено на 2-й год около 3-х тысяч учащихся или 10% от всех первоклассников [9,л.48].


Указ. соч. - с.267

(...)    на 15 сентября 1947 года школой не было охвачено 1.276 детей, из них в городах 317/24,8%. Главными причинами этого явилось тяжелое материальное положение в семье: отсутствие одежды и обуви, необходимость работать.

Главной проблемой послевоенной крымской школы была низкая успеваемость. Исследование позволило выявить следующее положение дел в школах области в начале 1950-х годов [14, л. 5].


Как указано выше, исходя из объективных послевоенных факторов, иной она быть не могла. Однако советская система поставила задачу преодолеть низкую успеваемость проверенным методом соревнования, в ходе которого предоставление знаний подменялось выставлением положительных оценок, переводом в старшие классы не освоивших программ учащихся.
В первые годы после передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР учебно-воспитательный процесс продолжал осуществляться по программам Министерства образования РСФСР. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1508 от 26 июля 1954 года с 1955 по 1958 годы в области должно было построено 7 городских, 24 сельских школы, 1 специализированная школа для глухих, 4 детских садика. Однако реально в 1955-1956 годах построили одну городскую и три сельских школы. Детсадов и спецшколы не строили [15, л.26].

Указ. соч. - с.271-273

Но самый настоящий беспредел творился в профтехучилищах:

(...)
С 1946 года в области работало 9 ремесленных училищ (РУ), 1 железнодорожное училище, 19 школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). За 1947-1948 годы в них было подготовлено 7.764 человека [43, л. 26]. Как и в довоенный период, процесс укомплектования профессиональных школ шёл путём призыва (рекрутирования), причем, прежде всего из числа тех, кто был отчислен из общеобразовательных школ по причине неуспеваемости или недисциплинированности.
Распорядок дня во всей системе профессионального обучения послевоенного периода оставался неизменным. Данная система являлась источником повышенной социальной напряжённости в молодёжной среде. В этих условиях ЦК ВКП(б) принимает постановление «О состоянии идейно-политической работы в ремесленных,    железнодорожных училищах и школах ФЗО». Оно требовало создать систему политических занятий как основную форму политического образования. Однако, как показали проверки партийных органов Крыма, в большинстве профессиональных учреждений оно не выполнялось. Так, нерегулярно проводились такие занятия в школе ФЗО № 12 г. Севастополя (директор Наймугаин), № 15 Балаклавы (директор Баранов). В школах ФЗО № 2 и № 5 города Феодосии преподаватели политических занятий Гнездилова и Мясникова к их проведению не готовились, заменяя громкой читкой газет [43, л.26].
Другой проблемой профессионального образования являлось комплектование кадрами. Из 222-х мастеров 98/44,1% имели 4-х классное образование и ниже.
Система отбросила довоенную практику шефства старых, опытных рабочих над учащимися. Как результат, осенью 1947 года из школ ФЗО области сбежало свыше 200 рекрутированных учащихся, не выдержавших бытовавшего в них беспредела [43, л.27].
Третьей проблемой послевоенного
профессионального обучения являлось обязательное закрепление выпускников за тем предприятием, на которое их направляли после окончания курса подготовки. За неявку виновные карались тюремным заключением сроком до 6 месяцев. Решена эта проблема была только в период реформы образования, проведённой Н.С. Хрущёвым, когда были отменены эти недемократические положения, а РУ и школы ФЗО переименованы в профессионально-технические училища (ПТУ) двух основных типов -городские и сельские.

Указ. соч. - с.299-300

Предвосхищая возмущение краснознаменных «друзей», замечу, что, по крайней мере, один из авторов цитируемой монографии – В.Н.Пащеня, придерживается вполне советских позиций, особенно в оценке событий Октябрьского переворота и Гражданской войны (сталинизм, по его мнению, – это, скорее, временное отступление от «ленинских норм»).



Tags: Крым, большевики, история, новое осмысление, советские нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments