d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Рабочее

 Да. Определенно - с работой в архиве никакое штудирование даже сборников документов, никакая работа в библиотеке - не может сравниться. Прежде всего, потому, что перед тобой первоисточники.
Как уже писал ранее, пока что просматривается местная периодика интересующего периода (начало 1930 г.). На сегодняшний день обработана первая половина января, сделано множество выписок, которые собираюсь в перспективе использовать в текущей работе. 
Как и предполагал, если в первые пару дней содержание выпусков тогдашней городской газеты было посвящено, в основном, пересказу событий в мире (преподнесенных, естественно, с позиций большевистской идеологии и тезиса о неизбежности крушения капитализма), то вскоре (начиная числа с 4 января) удельный вес публикаций, посвященных событиям в СССР, заметно увеличивается. Как следствие, становится больше упоминаний имени Сталина. Так что числу к 7-му картина становится примерно такой, какой она и должна была быть в годы культа: бесконечное цитирование высказываний "вождя", подчеркивание его роли. Тем не менее, пока все без излишних славословий, как это наблюдалось позднее (когда ИВС называли и корифеем всех наук, и другом советских детей и т.д. в таком духе).
Этот момент в действительности не суть важен. Важно то, что, несмотря на заидеологизированность, пресса вполне передает атмосферу эпохи. Заголовки статей призывают "покончить с мещанством", "усилить пролетарскую бдительность", "бороться с религиозным дурманом" - в общем, типичный набор лозунгов, наглядно демонстрирующий людоедскую сущность режима. Категории граждан, объявленные "врагами", в прессе изображаются как бы недочеловеками - священники пьют и едят "от пуза", кулаки "спаивают бедняков" и принуждают их нападать на активистов, нэпманы (т.е. зачастую те же красные, которые во время НЭПа завели себе дело) спят и видят, как бы "погубить революцию". Естественно, все перечисленные категории лиц тесно блокируются с "правой оппозицией" и "мировым капиталом". 
В общем, страницы газеты просто пронизаны каким-то шизофреническим духом идеологии классовой ненависти. И откровенность эта весьма показательна. Как и технология формирования в массовом сознании образа врага. Технология примитивна, но действенна. Особенно в условиях отсутствия альтернативной информации. В лучших традициях пропаганды враг наделяется худшими чертами и всеми мыслимыми пороками. Так, что у читателя подсознательно формируется установка на то, чтобы если самому не пойти громить церкви и кулацкие хозяйства, то однозначно одобрить эти действия в исполнении ОГПУ.
Весьма много в газете материалов антирелигиозной кампании. Т.к. дело происходит накануне Рождества, то у советских павианов из местной ячейки Союза воинствующих безбожников случилось очередное "обострение", переходящее в форменную истерику. Риторика сообщений чем-то напоминает выпады нынешних неоязычников и антиклерикалов - то же хамство и те же духовная скудость и пустота.
Например, в вышедшем аккурат 7 января выпуске газеты "Маяк коммуны" антирождественской акции отведен целый разворот под заголовком "Старое и новое рождество" для нас не существуют". В статье "Сколько стоят религиозные праздники" заявляется: 


"Празднование рождества, сопроводаемое массовым пьянством и обжорством, требует не только материальных, но и человеческих жертв. В крупных городах - в Москве, Ленинграде и пр. - "рождество", и "пасха" являются боевыми днями для больниц.
В них сотнями свозят людей, изувеченных в драках, отравившихся, пострадавших по пьяной неосторожности. В деревни жертв пьяного разгула не меньше.
<...>Религиозные праздники требуют жертв не меньше, чем война. В стране социалистического строительства таким жертвам не должно быть места".

На той же полосе в заметке "Дождуться ли избиратели" выражена обеспокоенность фактом, что больничная церковь при 1-й городской больнице до сих пор не закрыта. Несмотря на то, что есть декрет об отделении церкви от государства, а у больных, которые лечатся в этой больнице, от колокольного звона ухудшается самочувствие и болят головы.
Т.к. в тот момент в стране проводился эксперимент по введению "непрерывки" - вкалывание на заводах и других работах без выходных и праздников - в газете очень много отведено и этому вопросу. Поскольку даже некоторые советские руководители это начинание тихо саботировали (не говоря уже о рабочих), в обществе разворачивается очередная истерия по поводу того, что, оказывается, люди имеют наглость не работать в выходные. На одном из предприятий города руководитель сделал хитрый маневр: официально все работали в выходные, по факту - сделал неофициальную систему отгулов. Часть коллектива трудилась, часть отдыхала. В следующую неделю наоборот. Когда об этом стало известно, разразился скандал...
В том же выпуске за 7 января в заметке "Довольно ориентироваться на мещанина!" можно прочесть:

"Воскресеньем интересуется исключительно нетрудовой элемент".

(А весь сыр-бор начался из-за того, что дневные постановки в театрах устраиваются исключительно по воскресеньям. А раз в воскресенье все работают - значит, те, кто ходит днем в театр - сплошь мещане. Посему рекомедовалось перенести дневные постановки на какие-нибудь другие дни).

И это только малая толика того массива антирелигиозной и просто пропаганды, которым изобилует газета из выпуска в выпуск.
Что же касается событий в деревне, то, как и предполагал, чем ближе к февралю, тем чаще появляются сообщения о коллективизации. Несмотря на то, что тон их исключительно бодрый, между строк совершенно ясно можно увидеть, что в колхозы народ в районе шел неохотно...

В общем, хороший источник - советская пресса 30-х. Надо будет в будущем еще посмотреть документы органов власти, да сопоставить.

П.С.Поработав эти дни с архивными фондами, заглянул вчера в один книжный. После архивного изобилия информации теперь пришел к однозначному выводу: ТО, ЧТО СЕЙЧАС ВПАРИВАЮТ ПИПЛУ ПОД МАРКОЙ "ИСТОРИЯ 20 века" в подавляющей массе своей - ГАЛИМАЯ НЕОСТАЛИНИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА, не основанная ни на каких документах, но являющаяся на 99% домыслами писак.
Например, вчера углядел очередной подобный "шедевр" от "историка" А.Б.Мартиросяна - "100 мифов о Берии". Бегло пролистав, обнаружил там все то же красное шулерство - ни ссылок на источники, ни научного изложения, ни внятной аргументации. Все содержание можно уместить в одно предложение: "Берия был классный малый, потому что я так считаю, а кто не согласен - суть
подлые либералы".
И
таким отборнейшим бредом в нашем городе заставлены целые полки. Такая же ситуация и в других городах (в целом, хотя и с некоторыми отличиями в лучшую сторону). Стоит ли после этого удивляться обилию советопоклонников, для которых набор гламурненьких мифов всегда важнее горькой правды о том, что представлял собой их "потерянный рай"?

Tags: Севастополь, архивы, дела текущие, наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments