d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Колхозы и космос

Одним из наиболее известных и столь горячо любимых "товарищами" советских фетишей, наличие которого они преподносят в качестве универсального средства оправдания всех преступлений и ошибок номенклатуры, является, без сомнения, космическая программа СССР. Рассуждения при этом строятся следующим образом:
"Ну и что, что сколько-то миллионов погибло, зато мы совершили великий прорыв и первыми вышли в космос. Ура". 
Или - для наглядности процитирую реальное высказывание, опуская ненормативные выражения, которые присутствуют там:

"Разрушенную страну Сталин за три десятка лет, невзирая на войны, не только сохранил, но и превратил в сверхдержаву, на равных соперничающую с лидером капиталистического мира — США. Такой рывок в развитии страны уникален в Истории.
Есть два важнейших, базовых правила при анализе Истории:
1) История не знает сослагательного наклонения;
2) победителей не судят.
Поэтому попытки ... разводить демагогию «ах эта ужас-ужас коллективизация» с точки зрения науки бездарны и смешны".

Т.е. в трактовке советчиков получается следующее: "правильно расстреливали, загоняли в колхозы и морили людей голодом. Больше надо было сажать и расстреливать. Глядишь, так бы не только вокруг Земли облетели, да и уже бы на Марсе колонии создавали".
Иными словами, технические достижения для этой публики являются самоцелью - без разницы, какая цена за них будет заплачена.
Людоедскую и человеконенавистническую сущность подобной убежденности сумел разглядеть и отразить в своем творчестве великий А.И. Солженицын:

"Ведь мы уважаем Больших Злодеев. Мы поклоняемся Большим Убийцам. И  тем более прав  - государственно: этой  кровью  спаял  он послушные колхозы.  Нужды нет, что через четверть века оскудеет деревня  до последнего праха  и  духовно  выродится  народ. Зато  будут ракеты  летать в  космос, и раболепствовать будет перед нашей державой передовой просвещенный Запад". 
("Архипелаг ГУЛАГ": ч.6 "Ссылка", гл. 2 "Мужичья чума")
http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag3.txt

Без сомнения, совершенствование инфраструктуры, строительство промышленных предприятий, внедрение научно-технических достижений - все эти направления деятельности в той или иной мере присущи любому современному государству, вне зависимости от политической системы.
Однако применительно к Совдепу налицо такая закономерность: значительная часть технических новшеств, которые созданы в этот период - либо произведены на свет ценой многочисленных человеческих жертв (все эти индустриальные гиганты, выкопанные вручную каналы), либо в ущерб интересам людей.
Вместо равномерного и последовательного развития и рационального распределения ресурсов - совдеп бросал все усилия на то, чтобы наклепать побольше танков-ракет-пушек, расходовал миллиарды на "поддержку освободительного движения" - всех этих политических маргиналов и экстремистов по всему миру; но при этом - оказывался органически неспособен сделать что-либо, что улучшает жизнь простым гражданам.
Ракеты и спутники - все это, возможно, и достижения, но только стало ли от этого лучше жить тем, от чьего имени правили? 
Увы, для населения вся эта военно-космическая гонка стала еще одним бременем, а сама погоня за все новыми и новыми видами вооружений в конечном итоге и угробила экономику СССР, которая и прежде не была эффективной.
Космические игры кремлевских правителей особенно негативно воспринимались в деревне. Высказывания и настроения людей, иллюстрирующие это отношение, собраны в уже неоднократно цитировавшейся книге Т.К. Чугунова  "Деревня на Голгофе: летопись коммунистической эпохи от 1917 до 1967":
__
"...рядовые люди в Советском Союзе, бедствующие даже от недостатка соломы, страдающие от худой крыши, так сильно возмущаются всякими «спутниками», «лунниками», космическими кораблями и прочими безумно дорогими «небесными зрелищами», «пропагандными игрушками».
Школьники пишут в сочинениях: «С каждым спутником улетает в Космос моя квартира» ..."


Указ. соч. - с.338


Далее автором приводится характерная иллюстрация колхозного быта в конце 1950-х-1960-е гг. Причем, взята она из советской же биографической прозы - повести А.Кулаковского "Добросельцы". (Надо сказать, что в последних главах книги автор анализирует большое количество тогдашних произведений в жанре деревенской прозы, и находит в них немало подробностей полуголодного и нищего существования, которые при всем желании не спрячешь):

В дореволюционной деревне крестьяне пили чай с сахаром, хотя и не каждодневно. В России в 1913 году потреблялось на каждого жителя по 9 килограммов сахара в год, или по 750 граммов в месяц, по 25 граммов в день.
А теперь колхозники не могут «побаловаться» чайком: сахара нет. Старички-колхозники, описанные в повести «Добросельцы», поевши картофеля в мундирах, наверное, охотно утолили бы свою жажду даже кипятком без сахара. Но они пьют холодную воду из ведра. Beроятно, потому, что посуды для кипячения нет: чайника вообще нет, а в чугунке и котелке картофель варился. Автор ( намекает на эту причину, когда говорит о недостатке металлических изделий в деревне: топоров, иголок, посуды.
Эту деталь колхозного быта — питье сырой холодной воды людьми — любопытно сопоставить с аналогичным фактом из жизни животных на ферме. Старик-молоковоз ранним утром ежедневно нa колхозной кормокухне подогревает в паровом котле корм и воду для свиней. Колхозное начальство позаботилось о свиньях и приказало старику подогревать корм и пойло для свиней, чтобы они не мерзли и не простуживались от замерзшего корма и холодной воды. Но, подогревая воду для свиней, сам колхозник вынужден пить холодную воду и простуживаться, потому что нет у него чайника для кипячения воды...
Так в СССР запускают в Космос спутники, лунники, космические ракеты и корабли, — а чайниками земледельцев не обеспечивают и сахаром не снабжают...
Указ. соч. - с.413-414

Научно-технический прорыв 1960-х гг. никак не решил продовольственную проблему. Полуголодное существование к колхозах стало к тому времени нормой:

"На свое содержание, на вооружение, пропаганду и подрывную работу во всем мире коммунистическая власть затрачивает бблыпую часть всего народного дохода в Советском Союзе. А труженики-кормильцы, хлеборобы и их дети, голодают и вымирают в «колхозном раю». Десятки миллионов колхозников погибли от голода во время коллективизации.Миллионы умерли от голодной смерти во время войны, а потом — в послевоенный период. Погибают от голода люди и теперь, особенно в колхозной деревне.
Люди, страдающие от голода, направляют свой протест против «власти людоморов» и их слишком дорогих пропагандных игрушек, из-за которых эта власть ограбляет тружеников и морит их голодом. Ярким выражением этого протеста является письмо молодого рабочего в «Комсомольскую правду»:
«Вот наши ученые запустили ракету на луну ... Событие, конечно, важное, шума из-за него много. Но давайте посмотрим, как говорится, на обратную сторону медали, поставим такой вопрос: что же дали эти спутники и ракеты простому смертному, в том числе и мне? Я, к примеру, накануне запуска ракеты был должен 300 рублей, так и до сих пор в долгу, несмотря на удачный запуск. Не кажется ли вам, что увлечение этими спутниками и космосом вообще является не¬своевременным, а точнее сказать, преждевременным? Я этим хочу сказать, что у нас еще по горло земных дел: не хватает жилья, яслей, товары дороги. А эта ракета, я не не сомневаюсь» пожирает столько, что, наверное, все ахнули бы, зная ей цену... Ракета, ракета, ракета! — да кому она нужна сейчас?! Чорт с ней пока, с этой луной, но подай мне на стол получше. После этого, действительно, можно и с луной заигрывать! .. Равнодушен я к этим спутникам и ракетам. Рано. Бесполезно».
Голодные люди ругают власть коммунистических людоморов не только в анонимных письмах, но и открыто, в очередях. Наблюдатели об этом пишут: «Перебои с хлебом, сахаром, маслом и другими про¬дуктами увеличились с осени прошлого (1959) года. Растут очереди, а вместе с ними раздражение и злость. Люди довольно открыто ругают в очередях и трамваях порядки и власть».Любопытны впечатления людей, недавно вырвавшихся из «социалистического рая».
«Самые сильные и самые общие впечатления о Советском Союзе, — говорит бывший рабочий, совхозник и советский солдат, перешедший на Запад в 1959 году, — это впечатление голода, холода и гнета».
Другая эмигрантка, бывшая служащая в Советском Союзе, вспоминает пребывание в санатории, где хорошо кормили: «Пребывание в санатории сохранилось в моей памяти, как единственное светлое пятно на фоне серой полуголодной жизни в «рабоче-крестьянской стране победившего социализма».
Светлое и в то же время горькое за обворованный русский народ».
За падеж скота от бескормицы руководителей колхозов иногда отдавали под суд, отправляли на принудительные работы.
Но за истязание голодом сотен миллионов людей, за голодную смерть десятков миллионов тружеников-мучеников в Коммунистической империи никто не осужден. И по-прежнему власть «людомо- ров и людобоев» истязает и умерщвляет миллионы людей голодной, мучительной смертью.

Указ.соч. - с.421-423

Недовольство крестьян волюнтаристскими экспериментами хрущевской номенклатуры нашло свое воплощение и в колхозных частушках:

"Частушки говорят не только о материальных неурядицах колхозников, но также и о душевных их бедствиях: об одиночестве колхозных женщин, их горькой «заочной любви», об увядании без мужа. Нищета колхозной деревни, бегство мужчин в города, горькое одиночество колхозниц — это неизбежный результат жестокого ограбления деревни, бесчеловечной эксплуатации и растранжиривания грандиозных средств на подрывную работу советского правительства во всем мире и на без умно-дорогую пропаганду, в частности, на всякие «спутники» и «лунники».

Разлучила нас дорога,
Дальняя, восточная.
У нас с милым переписка
И любовь ... заочная...

Колхозницам всякие «космические зрелища» ненавистны вдвойне: эти дорогие пропагандные игрушки являются одной из важных при¬чин и колхозной нищеты и бегства мужчин в города, т. е. женского одиночества. И колхозницы, слушая пропагандный бум о спутниках и лунниках, вздыхают и горько жалуются друг другу:

Ой, подружка дорогая.
Справедливо или нет:
У Земли давно есть спутник,
У меня же... его нет!..


Указ. соч. - с.499
Tags: большевики, голод, коллективизация, новое осмысление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments