d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

"Жестокая и бесполезная реформа"

По-прежнему для меня остается загадкой, почему в общем-то проходные посты вдруг выбиваются в топ-30 обсуждаемых тем да еще и собирают такое количество комментариев (если бы оно еще и совпадало с качеством!..)
Как бы там ни было, я удовлетворен результатом. А то, что кое-кого от публикуемых мной материалов корежит и плющит, что называется, доставляет вдвойне:)
Сегодня закончил знакомство с замечательной книгой Сергея Красильникова  "Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы". Исследование это в высшей степени интересное и поучительное. 
Сделал для себя много заметок, которые, надеюсь, пригодятся мне в моей работе о коллективизации в Крыму, несмотря на то, что в книге Красильникова речь идет о Сибири...
Пользуясь случаем, спешу во всеуслышанье выразить благодарность новосибирскому историку А.Г.Теплякову, который посоветовал мне эту книгу.
Покончив с лирическим отступлением, возвратимся к цитированию.
В комментах к выбившейся в топ упомянутой записи один из читателей высказал верную мысль:

revoltp
2011-02-27 05:40 pm UTC (link)
"трудность с понимании коллективизации и многих других сталинских "мероприятий" именно их крайняя жестокость И неэффективность. Мы легко понимаем: "жестокая, но полезная реформа". А вот что бывает "жестокая и бесполезная реформа" - в сознание плохо входит. Не верится.
Но факты - упрямая вещь. существуют, даже когда неправдоподобны и не укладываются в голове".

"Жестокая и бесполезная реформа" - вот они, ключевые слова. Увы, именно так все и обстояло.
Чтобы там ни говорили и писали любители потешить себя красивыми сказочками про доброго молодца Иосифа Джугашвили, который-де задумал "великий проЭкт", не доел, но зато отлил пушки, что помогли одолеть злодейского аццкого Гитлера.
Не правда ли, как ведь красиво звучит? Модернизация! Революция сверху! Прям-таки песня!..
Всегда приятно тешить себя иллюзиями, что "благодаря тому", что массы людей истребили голодоморами и террором, было в итоге достигнуто что-то полезное. По-человечески это понятно, т.к. рассудок действительно восстает против бессмысленности этих многочисленных жертв.
Вот и рождаются сказы об "эффективных управленцах", "менеджементе" и "красном проекте" (причем, те, кто транслирует эти сказы, при "ненавистном капитализме" себя ощущают вольготно и сытно, явно не думают о хлебе насущном,имея собственный кусок сдобы с маслом и черной икрой) - в это верить значительно приятнее, чем заглянуть в глубины рукотворного ада.

В послевоенное время и до самого краха красная пропаганда чуть ли не с пеленок пичкала людей ужасами про то, как злобные немецко-фашистские оккупанты угоняли людей в товарных вагонах в Германию, и как в пути многие умирали.
Все так, но для полноты картины было бы неплохо поведать и о том, как сами, задолго до всяких там гитлеров, вывозили на верную гибель в тайгу или тундру в таких же товарняках русских крестьян ("кулачье") и "деклассированных элементов" (в реальности это означало - кто под руку подвернется, хоть бы и член партии), и обрекали их на верную гибель.
Вот иллюстрация - трагедия на острове Назино:
 «29 и 30 апреля этого года из Москвы и Ленинграда были отправлены на трудовое поселение два эшелона деклассированных элементов. Прибывши в Томск, этот контингент был пересажен на баржах. 18 мая первый и 26-го мая второй эшелоны были высажены на р[еке] Оби у устья р[еки] Назина на острове Назино. <...>
Первый эшелон составлял 5 070 человек, второй – 1 044. Всего 6 114 человек В пути люди находились в крайне тяжелом состоянии: скверное питание, скученность, недостаток воздуха, массовая расправа над самыми слабыми <...>. В результате – высокая смертность, порядка 35-40 чел. в день <...>.
Жизнь на баржах оказалась роскошью, по сравнению с тем, что постигло эти оба эшелона на острове Назино (здесь должна была произойти разбивка людей по группам для расселения поселками в верховьях р[еки] Назины). Сам остров оказался совершенно девственным, без каких бы то ни было построек. <...> При этом на острове не оказалось никаких инструментов, ни семян, ни крошки продовольствия...
Жизнь на острове началась. На второй день прибытия первого эшелона, 19 мая, выпал снег, поднялся ветер, а затем мороз. Голодные, истощенные люди без кровли, не имея никаких инструментов <...> очутились в безвыходном положении. Обледеневшие, они были способны только жечь костры, сидеть, лежать, спать у огня. Люди начали умирать. <...> В первые сутки бригада могильщиков смогла закопать 295 трупов. <...> И только на четвертый или пятый день прибыла на остров ржаная мука, которую и начали раздавать трудпоселенцам по несколько сот грамм.
Получив муку, люди бежали к воде и в шапках, портянках, пиджаках и штанах разводили болтушку и ели ее. При этом огромная часть их просто съедала муку, падала и задыхалась, умирая от удушья. Наиболее устойчивая часть пекла в костре лепешки, но не было никакой посуды <...>. Вскоре началось в угрожающих размерах людоедство <...>. 

В начале июня началась отправка людей на так называемые участки, т.е. места, отведенные под поселки.
Участки были расположены под р[екой] Назиной за 200 километров от устья. Участки оказались в глухой необитаемой тайге. <...> Здесь впервые начали выпекать хлеб в наспех сооруженной одной пекарне. Продолжалось то же ничегонеделанье, как и на острове. Тот же костер, та же нищета, все то же, за исключением муки. Истощение людей шло своим чередом. Достаточно привести такой факт. На 5-ый участок с острова пришла лодка в количестве 78 чел[овек]. Из них оказались живыми только 12.
Участки были признаны непригодными, и весь состав людей стал перемещаться на новые участки, вниз по этой же реке, ближе к устью. Бегство приняло массовые размеры <...>.
После расселения на новых участках приступили к строительству полуземляных бараков во второй половине июля. Здесь еще были остатки людоедства <...>.
Но жизнь начала входить в свое русло: появился труд, однако расстройство организмов оказалось настолько большим, что люди, съедая 750–1000 граммов (паек) хлеба, продолжали заболевать, умирать, есть мох, листья, траву и пр. <...>
В результате всего из 6100 чел[овек], выбывших из Томска (и плюс к ним 500-700 чел., переброшенных на назинские участки из других комендатур, на 20 августа осталось в живых 2200 чел[овек]»
http://www.goldentime.ru/nbk_07.htm
См. также:
И.Н.Кузнецов. Остров смерти
Это событие получило нежелательную огласку, и местным "эффективным управленцам" пришлось оправдываться перед вышестоящим начальством.
Но делали они это по-своему. Так, например, бывший комендант острова Цепков заявлял:

«Я считаю себя виновным[,] во-1-х в том, что выполнил распоряжение местных партийных организаций в части приемки и выселения прибывших деклассированных элементов на остров. Я считаю, что это с одной стороны было плохо, а с другой не плохо. И вот почему. Если бы эти прибывшие деклассированные были выселены не на остров, а на места, которые были мной подготовлены, то их положение было бы лучше, но для местного населения это была бы "могила", было бы плохо».
Вот так: плохо, конечно, что тысячи людей голодом заморили, но если бы дали им расселиться вне острова, то они бы местным сделали плохо.
"В своих показаниях уже снятый с должности бывший райуполномоченный ОГПУ в Александровском р-не Семернев рассказывал, как в комендатуре работала комиссия по проверке заявлений переселенцев об ошибочности их высылки: «...тов. Ковалев (председатель комиссии. — С.К.): а не было разговоров, что вообще от этих людей никаких заявлений принимать не нужно[?] Семернев: Среди низшего персонала были такие разговоры, что раз попал — то значит за дело и заявления никакого подавать не стоит. Ковалев: а были такие разговоры, что с этими людьми няньчиться не следует, что их прислали туда умирать[?] Семернев: Может быть и были такие разговоры со стороны контрреволюционного элемента. Проскальзывали такие случаи со стороны медицинского персонала, который иногда рассуждал, что в силу сложившейся обстановки люди должны тут умирать».
Красильников С. Указ. соч. - с. 178-179
Но самое интересное, что 
ходе разбирательств выяснилось, что аппарат СибЛАГа в своих
действиях в определенной мере полагался на опыт, приобретенный за предыдущие три года, когда многие просчеты карательных органов компенсировались и «погашались» крестьянской самоорганизацией и взаимопомощью, особенно при расселении на новых местах".

Это прямо отмечалось в показаниях Цепкова: «...с момента организации Александро-Ваховской комендатуры она считалась штрафной и туда посылали штрафников <...> В 1931 г. никаких построек не было, приехали переселенцы — бывшие кулаки, они строили сами. Я предполагал, что и сейчас идут семейные люди, а не одиночки. Оказалось, что послали таких, которые были совершенно без рубашки, без штанов, одними словом, не имели ничего <...> Для примера скажу, что в 1931 г. прислали повстанцев с [Парбигской] комендатуры. Я спешно старался закончить бараки, работал день и ночь, а эти прибывшие давай самовольно строить себе землянки. Я запрещал это делать, а утром встаешь, смотришь[,] несколько землянок уже есть. В конце концов настроили целый поселок из этих землянок. В результате мы сами вышли из положения потому, что отправлять их на поселки было нельзя, так как они принесли с собой тиф, с которым нам пришлось бороться почти полгода».
О том, что с крестьянским «контингентом» обращались цинично и ранее подтверждал также Долгих: «В 1930 г. в ноябре месяце мы переселили 5 тысяч человек в Тоинскую комендатуру на снег, ибо не было другого выхода, но тогда никаких политических событий не произошло, ибо этот контингент сразу же принялся за строительство. Строили печки, а в тамошних условиях можно построить в 10 часов. Если земля мерзлая, можно было бы снять пласт, сделать костер и через час-два глина оттает».
Красильников С. Указ. соч. - с. 179

То есть, говоря упрощенно: выгрузили крестьянских мужиков с женами и детьми с поезда где-нибудь в чистом поле, без крова, и под лютым морозом - и сказали, вперед, кулачье, арбайтен, ручками, ручками. Успеете сложить печку - выживете. Не успеете...что ж, невелика потеря. Мало вас, мироедов, в Гражданскую в ямы штабелями укладывали...

К чему все это цитируется? Да все к тому, что и сейчас разные латентные (а может, не только латентные?) чикатилки не прочь повторить нечто подобное. Именно это, а вовсе не забота о судьбах Державы, в действительности движет  всеми этими красными павианами. 

Tags: большевики, голод, коллективизация, спецпереселенцы, сталинизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments