d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Category:

Дневник исчезнувшего человека ч.3

http://d-v-sokolov.livejournal.com/251360.html - ч.1
http://d-v-sokolov.livejournal.com/251562.html
 - ч.2

Апрель 1931 г.

Вся страна воет волком и распухла от голода, ибо все положительно все и у всех не только отбирается но прямо грабится и за бесценок отсылается за границу* для выручки денег. А главное — задобрить, чтобы нас там терпели. А свой народ пускай дохнет с голоду. Если же чуть зашевелился, так в Нарым, в тюрьму или — совсем на тот свет. Террором временно можно достигнуть всего: «час — да наш». Вот как рассуждает свирепствующая красно-банда бывших каторжан, а ныне — правителей, или, точней, душителей и грабителей русского народа.
___
*В конце 1920-х и начале 30-х годов, несмотря на существование невыгодной рыночной конъюнктуры и острого товарного дефицита внутри страны, руководство СССР старалось сохранить высокие объемы экспорта и зачастую шло даже на резкое снижение экспортных цен по сравнению с мировыми (см.: Осокина Е. Указанное сочинение, с. 122-123).
Наращивался, в частности, объем экспорта зерна. Этот процесс не остановили даже начавшийся в стране голод и снижение валового урожая зерновых: в 1931 году на внешний рынок вывезено 51,8 миллиона центнеров хлеба, что на 3,4 миллиона центнеров больше, Чем годом ранее. Увеличить экспорт удалось за счет изъятия у колхозов зерна, включая семенной фонд (см.: «Документы свидетельствуют", с.40)
С 1928 года правительство также активизировало продажу за границу зачастую практически за бесценок, культурного наследия, художественных ценностей и исторических реликвий из музеев страны.


Май 1931 г.

Сегодня 1 мая. В прежние благодатные, во всем обильные и свободные годы, весь народ уходил днем в окрестности Москвы, главным образом в Сокольники, где всегда устраивалось большое народное гуляние. И как весело и радостно всем тогда чувствовалось. Какое во всем было изобилие, и как все было дешево, да счастливо. Как было тогда хорошо, как привольно тогда всем жилось, а главное — свободно и весело.
Но все это, как сон, миновало, явилась смута, и пришли с каторги чуждые стране преступные люди, захватили в свои руки власть над русским народом, и стали проделывать эксперимент за экспериментом.

Май 1931г.

Был у Серпуховской заставы и решил пройти на кладбище Данилова монастыря, и что же? Когда боком пролез в главные ворота, то перед моим носом, как из земли, выросли два-три охранника. Двое из них в форме городовых. Один — в штатском. Все они - гепеушники. На площади, прежде благоустроенной, с цветочными клумбами, а теперь заваленной камнями и навозом, копошилось около шестисот или более
оборванных, до невозможности грязных детей в возэасте от десяти до шестнадцати лет.
Все это гоготало, кричало, неистовствовало и просило хлеба. Как грустно и дико было смотреть на эти сотни грязных беспризорных малышей, продукт народного бунта, или, как для красного словца теперь зовут, революции*.
___
*Данилов монастырь прекратил существование в 1929 году. Все его помещения и хозяйство передали под детский приемник - распределитель. Начиная с 1930 года сюда направлялись дети репрессированных.

Целью моего прибытия туда быш посмотреть известное кладбище, где похоронено так много знаменитых литераторов и государственных деятелей. Там, между прочим, похоронены Гоголь, Дмитриев, Завалишин, Кошелев, Морошкин, Перов, Н.Г. Рубинштейн, Самарин Дмитрий и Самарин Юрий Федорович, общественный деятель и участник крестьянской реформы Тихонравов, А. С. Хомяков, князь Черкасский, Языков и многие другие.
Но меня, когда я заявил, что пришел со специальной целью — пройтись по некрополю, на кладбище не допустили. Когда я вышел из ворот монастыря и справился у живущих там, оказалось, что кладбища более не существует. Оно все до основания снесено (за исключением только одной могилы Н. В. Гоголя), как и многие, богатые мрамором кладбища.
Заинтересовавшись очередным кощунством красно-банды, я все-таки проверил этот слух и посмотрел в проржавевшие ворота кладбища. Моим взорам представилась грустная, неприглядная картина полного хаоса и разрушения. На том месте, где было некогда богатое кладбище, теперь остались лишь, кучи мусора и обломки камней.
Даже здешние исполинские деревья, и те были спилены. Все было грустно и пустынно, как будто здесь прошел татарский погром.


Май 1931г.

Сегодня на одной из окраин Москвы были волнения рабочих на почве голода; но вызванными сильными нарядами полиции* и войск все было быстро подавлено. Конечно, как и всегда, про это в печати ни гугу, хотя на Пресне были значительные жертвы. Беспорядки были в районе Прохоровской мануфактуры.**
___
*Так в рукописи.
**Предположительно речь идет о продолжавшейся двадцать дней волынке рабочих на строительстве школы спецслужб ВВС РККА в Краснопресненском районе. Всего в Москве и области в 1931 г. зафисировано 823 забастовочных конфликта, в которых участвовали 24463 человека (ЦА МБР, ф. 2, оп. 9, д. 530, л. 56).

Май 1931г. 
 

Наши хозяева в Кремле приказали ввести цены, от которых пришел в ужас самый отъявленный спекулянт, так как большевики стали все продавать в сто раз дороже. Если кто-либо продавал что-ни6удь за один рубль, то большевики подняли цену до десяти рублей. И так во всем и повсюду; но я говорю
только о Москве и С.-Петербурге.*
___
*В 1931 году на промышленные товары цены в государственных коммерческих магазинах были в 23 раза выше карточных, а наценка на продукты питания составляла в целом 100-400 процентов.

Что же касается провинции, то там вообще нет никакой продажи, так как совершенно уже нечем торговать. Там всюду полный голод и народный рев, по всей России уже разгуливает новый хозяин — голодный тиф. Такой смертности в России еще не помнят. Через Москву громадными партиями прогоняют массы крестьянства, священников, бывших монахинь и вообще кротких, сирых, ни в чем не повинных людей. Их направляют в Сибирь и другие отдаленные места России. Вообще в России творится что-то жуткое, насилие переходит все пределы**
___

** Весной 1931 г. начался очередной этап «раскулачивания» и переселения крестьян. «Раскулаченных» направляли в спецпоселки (на лесоразработки, рудники и т. п.), административно-организационное управление которыми июльским (1931 г.) постановлением СНК было возложено на ГУЛАГ ОГПУ. На 20 августа 1931 года ссыльных насчитывалось: в Уральской области 592 786, в Северном крае 285 412,
в Казахстане более 270 000, в Западной Сибири до 315 000, в Восточной Сибири 129 881, в Дальневосточном крае 48 903, в Якутии до 9 ООО, в Ленинградской области 31 466 человек (ЦА МБР, ф: 2, оп. 10, д. 513, л. 93-103).
Наряду с «кулаками» массовому выселению подверглись священнослужители и монахи, бывшие помещики и фабриканты, офицеры царской армии, частные торговцы, члены разгромленных политических партий. Так, в марте 1931 года по всем районам Московской области ОГПУ провело ночные операции «по изъятию контрреволюционного кулацкого и антисоветского элемента», в ходе которых репрессировано 5167 человек, отнесенных к указанным выше категориям (ЦА МБР, ф.2, оп. 9, д. 2767, л. 89).


Июнь 1931 г.

На улицах Москвы появилось очень много сравнительно молодых и крепких деревенских парней, обутых в лапти и одетых в домотканые армяки. Некоторые из них с сумками. Все они, исхудалые, тощие, язные и оборванные, жалобно просят милостыню. Я некоторых порасспросил, откуда они. Оказалось преимущественно из степных губерний: Орловской, Брянской (новое название одной губернии), Калужской и других. Все они убежали из своих родных мест, так как, по их словам, жить в деревне стало невмоготу.
С двух часов утра их выгоняют на работу в колхозе, а закончить позволяют только в одиннадцать часов вечера. Труд равносилен каторжному, заставляют вырабатывать непосильную норму, причем за работу ничего не дают*. Да ничего и нет, совершенный голод.
____
*Уклоняясь от коллективизации, значительная часть крестьян в поисках пропитания бежала из села. В 1928-1935 гг. в городах осело свыше 17 миллионов бывших сельских жителей (см.: Труд в СССР,Статистический справочник. М., 1936, с. 7).

В этих губерниях, кроме страшной лютости большевиков, еще свирепствует голодный тиф, или, как его теперь зовут, вшивый тиф. Люди мрут ежедневно, так что всех объял ужас. Многие бегут в леса, разбегаются в разные стороны от этих колхозов, как от чумы. И так по всей России. Раз в Москве, в центре, куда в первую очередь направляют и где сосредоточивают все, положительно все необходимые продукты, и то уже стало жить почти невмоготу, так что же делается в провинции? Это трудно себе представить.
Несколько времени тому назад на резиновой фабрике «Богатырь» в с. Богородском был такой (конечно, не единственный) случай. Туда приехала немецкая делегация. Теперь у нас на фабриках и заводах
большинство инструкторов — немцы, и живут они сравнительно с русскими рабочими, в условиях, которые, конечно, на сто процентов лучше. У них и хорошие помещения, и великолепный стол: им за счет
народа выделяется все, что они захотят. Они даже и пьянствуют, причем, исключительно в одной гостинице — «Европа», что в Неглинном проезде. Конечно, когда они там располагаются, туда никого из простых
смертных не пускают.
И вот приехавшая из Германии делегация, между прочим, посетила и завод «Богатырь». Когда сопровождающий ее суфлер стал расписывать хорошее во всех отношениях житье немецких рабочих, один из русских, хорошо владея немецким языком, обратился к приезжим делегатам и сказал:
— Что вы смотрите, как живут ваши соотечественники? И что вы слушаете наглое вранье сопровождающего вас коммуниста? Вы посмотрите, в каких ужасных условиях на этом же заводе живут другие — русские рабочие и чем они питаются. И тогда вы увидите весь здешний кошмар и нищету русских фабричных.
Результат: в ту же ночь этот рабочий бесследно исчез в недрах застенка, что на Лубянской площади.

Июнь 1931г.

Вчера ездили в Измайлово, в Николаевскую военную богадельню. Место сие не только не украшается и не поддерживается, все более приходит в упадок: все быстро разрушается. Причем — сознательно, умышленно. Еще года три тому назад туда можно было поехать подышать чистым воздухом. А теперь уже нет даже признаков того, что было в прошлом году. Невидно гуляющей публики, не осталось того, хотя и грязного, бедного буфета, который здесь был, а также забавлявшей отдыхающих «волынки», пародии на оркестр. Ничего этого теперь уже нет.
Измайлово было родовой вотчиной Романовых и любимой дачей первых царей из этого рода. Основано оно было их предком Никитою Ивановичем Романовым Юрьевым-Захарьиным-Кошкиным. Он устроил здесь образцовый хутор, в котором процветали не только земледелие и скотоводство, но действовал даже стекольнный завод. Бокалы и кружки, изготовленные на этом заводе, и теперь хранятся в Оружейной палате.
Алексей Михайлович и Михаил Федорович также занимались здесь хозяйством и завели тут прекрасный скотный двор, обширный фруктовый сад и аптекарский огород. Петр Великий провел в этом селе детство и отрочество. На Измайловском пруду, вырытом в царском саду, он плавал на парусном ботике, построенном Брандтом (этот ботик и был знаменитый «дедушка русского флота»).
Одноэтажное здание Романовского дворца сохранилось до сих пор. Напротив него —храм, построенный в честь Покрова Божией Матери, по образцу Успенского собора, и освященный 1 октября 1679 года.
В 1839-1849 годы для нужд Николаевской военной богадельни к собору пристроили с двух сторон по корпусу, что совершенно исказило величественный архитектурный вид храма. Постройка эта возведена архитектором К. Тоном.
Главной здешней достопримечательностью является башня, вначале служившая въездной воротной башней при Царе Алексее Михайловиче она стала местом заседаний Боярской думы. Постройка в общем сохранила свой первоначальный облик. Но в последнее время там, как и все везде в России, запущено и
загажено. Повсюду исторические места заселены чернорабочими или превращены в торговые помещения. И эта старинная башня отведена под кабак и лавку торгующую керосином и еще чем-то.
Находившаяся неподалеку церковь во имя св. Иоасафа выделялась своей древней и красивой архитектурой; теперь она чуть ли не до основания снесена, как и многие другие храмы в Москве.

(Продолжение следует)
Tags: голод, коллективизация, политические репрессии, православие, сталинизм, судьбы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments