d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

"Долой стыд!". Из истории Русской Сексуальной Революции 1917 года

Один из постоянных читателей моего журнала, иркутский журналист и коллекционер Р.В.Днепровский
(
[info]dneprovskij), ознакомившись с одной из моих последних записей о нравах и нравственности в раннем СССР (1920-е гг.), в развитие темы опубликовал у себя весьма познавательный и неизвестный широко материал, а именно - рассказ "о весёлых революционных нравах", написанный непосредственной очевидицей  - иркутянкой Лидией Ивановной Тамм. Автор цитируемого журнала довольно  тесно общался с ней в последние годы её жизни: она была старейшей из числа Почётных Граждан Иркутска, и дожив почти до ста лет, сохранила ясность ума и отличную память. Её книга воспоминаний "Записки Иркутянки", которую Лидия Ивановна начала писать в 92-летнем возрасте, была издана в Иркутске в 2007 году. 


Важно заметить, что автор воспоминаний - "вовсе не из числа тех, кого от коммунизма и революции с души воротило. Наоборот, всю свою жизнь Л. И. Тамм была убеждённой коммунисткой, искренне считавшей революцию 1917 года большим благом. Так что, все вопли не-нам-товарищей-коммунистов о том, что я, мол, выкапываю и публикую "антисовецкие бредни" - что называется, "в молоко": это пишет ваша, товарищи коммунисты, единомышленница. Так что, нечего, как говорится, на зеркало пенять..."
____
"ДОЛОЙ СТЫД!"

"...Тёплым весенним днём молодой человек и девушка подошли к извозчичьей бирже, что находилась возле кирхи, и наняли извозчика. Не успел он тронуться с места, как они прямо в экипаже сбросили с себя всю одежду. Оставшись совершенно голыми, накинули через плечо голубые ленты с надписью золотыми буквами: "Долой стыд!" и приказали извозчику ехать по улице Большой, потом по Ланинской, 1-й Иерусалимской и Амурской, а затем снова выехать к тому месту, где они начали круг. Проезжая по Большой, они начали выкрикивать: "Долой стыд! Это ложное чувство!"


Иркутск. Место, где происходит действие рассказа: пересечение улиц Амурской и Большой, главный перекрёсток города. Слева - лютеранская кирха (снесена в конце 1940-х, сейчас на её месте - главный городской "ильич"), справа - здание Русско-Азиатского банка. 


Ул. Большая (ныне пока ещё "им. к. маркса"). Вот по ней-то герои рассказа и ехали на пролётке - в чём мать родила... 

Когда молодые стали сворачивать на Ланинскую, их задержала милиция и препроводила в участок. Большинство прохожих возмущалось их поведением. Иркутск был городом патриархальным, и такое "новшество" не вязалось со взглядами горожан.

Тётя Саша не преминула отметить:

- Это сами власти поощряют такие поступки. Они в ссылках, наверное, вели распутную жизнь, если на собраниях говорят такое, что стыдно туда ходить. Зашла я нынче на женское собрание в дом общества приказчиков, а там какая-то женщина выступает. Говорит, что семья - это путы на ногах человека, что ребёнок должен получить иное воспитание, достойное нового гражданина.

По её словам, женщина должна быть свободна от кухни. Захотел есть - беги в столовку! Дети должны расти образованными и здоровыми - поэтому мать не должна ими заниматься. После рождения они попадают в руки врачей, нянек, воспитываются в круглосуточных яслях, а затем переходят в школу-интернат. Да так они и мать с отцом забудут!...

Эту глупость некоторые дуры в красных косынках поддержали. Мол, тогда мы полностью сможем отдать себя на пользу народу. Правда, нашлись такие, кто выступил против. Но разве можно выпускать на трибуну таких вот "орателей"? Они же людям головы морочат, а некоторых и вовсе с панталыку сбивают. Чего же тут удивляться голым на улице?! Власть такая распутная! Правильно один мужик говорил, что как только большевики придут к власти, так все жёны и мужья общими станут, спать будут под одним одеялом всей комунной..." 

(Л. И. Тамм "Записки Иркутянки", Иркутск, изд-во "Оттиск", 2007 г.)

Вот такой вот интересный отрывочек, такое свидетельство современницы... 

 

Уместно процитировать и выводы ув. Р.Днепровского:

"Вообще, за что я глубоко уважаю автора - так это за попытку написать объективные воспоминания. Без сомнения, Лидия Тамм - коммунистка, но в своей книге она не пыталась замалчивать коммунистические мерзости. За это можно сказать ей спасибо.

Ну, а описанная сцена - тоже, очень характерна. Напомню, дело происходит весной (в конце мая) 1917 года. В патриархальном, чиновно-купеческом Иркутске первые месяцы революции начались с этакого sex-party, с "праздника непослушания", устроенного взрослыми инфантилами. Закончилось же всё это... Впрочем, этот "праздник непослушания" под названием революция везде и всегда заканчивается одинаково.

Ну, а у меня два вопроса к читателям: во-первых, наверное, всё же, закономерно, что "великая держава сысысысэр", начавшаяся с пропаганды бесстыдства и б**дства, в 1991 году издохла, словно старая грязная шлюха? Вот у меня такой итог никакого противоречия не вызывает... И, во-вторых, я никак не могу понять: почему это современные большевики-коммунисты не выходят на свои партейные праздники голыми и в лентах? Ну, 7 ноября - понятно: холодно уже. Но вот 1 мая - почему бы им не устроить такое вот дефиле под лозунгом "Мир, труд, май, долой стыд!", а?... Ведь - очень даже "в духе революционных традиций".

И - вот ещё что: меня, например, всегда умиляют все эти разговоры разных идейных стариканов о "романтике первых послереволюционных лет" - так и хочется задать вопрос: "Бабушка, а ты-то сама в те "романтические времена" на комсомольских собраниях скольким товарищам-комсомольцам за раз давала?... А голой и в лентах тоже по улицам бегала?..." 

http://dneprovskij.livejournal.com/121412.html?view=1450052#t1450052
Tags: советские нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments