d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Бабий бунт в Теменском

Увидел у одного из читателей моего журнала, [info]lunin812. Воспоминания из семейного архива о коллективизации и раскулачивании. Рекомендую к прочтению.
___
Более тридцати лет назад, в начале 1980 г., я, учащийся техникума, приехал к дедушке на каникулы в гости. Помнится, по телевизору показывали фильм "Поднятая целина", снятый по одноименному роману М.А.Шолохова. Мы как раз проходили по литературе этот роман и естественно мне очень хотелось посмотреть фильм.
Но дед мне заявил:" Да не смотри ты его, ложь это. Вот лучше послушай меня, как на самом деле в те годы было".
Начал он с того, как и все пожившие в свое время люди, что в его детстве и в юности воров не было. В деревнях замков никаких не было и никто не воровал, никто не матерился, и к старшим по возрасту относились с уважением. Правда, были конокрады, но и тех было мало, потому что их на месте преступления мужики забивали насмерть.
Мужики в деревнях и в селах жили справно. Кто работал, тот и был зажиточным. А кто пьянствовал или лодырничал, трепал языком, тот и был голяком (бедняком). Сам дед родился в селе Теменском (Теменке) Колпнянского уезда Орловской губернии в многодетной крестьянской семье в начале прошлого года и поэтому лучше знал жизнь российской деревни, чем коммунистические пропагандисты, которые позднее нас всех обманывали. В семье всего родилось 18 детей (последнего ребенка моя прабабушка родила в 49 лет.), но выжило 10 детей - пять сыновей и пять дочерей. Кроме того, в семью взяли еще двух приемных ребят. Землю, как известно, мир давал только на мужские души, и можно было, если работать на земле, жить сыто, но его отец, а мой прадед сильно любил выпить. Поэтому ,несмотря на то, что было много рабочих рук, семья жила бедно, что и неудивительно.
А теперь, кто читал роман "Поднятая целина" пусть вспомнит образы кулаков. Какой же кулак был Тит Бородин, если даже по словам Макара Нагульнова, он родился в бедной семье? Как вернувшись с Гражданской войны, он вместе с женой благодаря непосильному крестьянскому труду, нажив грыжу, стал зажиточным? Именно благодаря таким, как он, крестьянам-работягам во все времена держалась многовековая мощь России! Ведь такие, как он, кормили всю страну в те годы. Даже вредителя гремяченского колхоза Якова Островнова кулаком нельзя назвать - он же до коллективизации также, как и Тит Бородин, сам вместе с семьей на земле работал, слыл "справным хозяином", интересующимся всеми новинками агрокультуры! И не вина их, а горе, что они стали врагами Советской власти, которая одного начисто ограбила, а другой сделался злостным вредителем!
Деду пришлось с малых лет работать. Детства у него как такого не было. Сначала он работал прислугой в помещичьей семье, а потом как только подрос, подался в дальние края на приработки. Так как Донбасс находится недалеко от его Орловщины, то орловские мужики уходили работать на приработки на донбасские шахты. В одно из посещений своей малой родины широко известный в советское время А.Стаханов и сагитировал тамошнюю молодежь податься на шахты, чтобы заработать большие деньги. Таким образом, мой дед оказался в Донбассе, а затем в нынешнем Днепродзержинске. Но вскоре на Украине, а это было в 1927 г., наступил голод и дедушка уехал на Урал в г.Свердловск, где и прожил всю дальнейшую жизнь. В родное село он не вернулся - продолжалась вся та же нищенская жизнь.
Как известно, в конце 20-х годов началась коллективизация. Всех крестьян стали насильственно сгонять в колхозы, а кто не хотел - того раскулачивать. Раскулачивали всех подряд - зажиточных, середняков и даже бедняков. Поставьте себя на место раскулаченных: как Вы сейчас отнесетесь к тому, что у Вас опишут все Ваше имущество, Вами же заработанное, и вдобавок еще из дома выгонят! Не только из дома выгонят, да еще сошлют вместе с Вашими домочадцами в глухую тайгу на верную смерть. Да Вы не только за вилы схватитесь, Вы зубами вцепитесь в тех, кто отнимает Ваше кровно заработанное добро!
Насколько я знаю, семью деда в Теменском не раскулачивали , иначе бы они не остались еще там на долгие-долгие десятки лет. Но после вступления в колхоз, до этого бедная и нищенская жизнь стала казаться райской. Райкомовские уполномоченные и хлебозаготовители выгребали из колхоза весь хлеб, собранный крестьянами Теменского, ничего взамен не оставляя. В результате есть стало нечего, наступил великий голод. Да к тому же стали сажать семьи, дети которых, чтобы как-то прокормиться, собирали оставшиеся после уборки на полях колоски!
Самое чудовищное, что уполномоченные, хлебозаготовители и прочие партийные деятели районного масштаба, допустившие голод, не голодали! Эти деятели скармливали зерно своей же личной скотине в то время, когда люди пухли и мерли от голода!
Наконец, когда в очередной раз уполномоченные-паразиты приехали в Теменское, то их тут же окружила толпа женщин. Эти простые русские бабы, а их было более 100, раздели этих уполномоченных догола, избили и просто вышвырнули из села! Это как можно довести их, чтобы они отважились на этот по-настоящему геройский поступок, не боясь репрессий сталинского режима! Как видите, "Бабий бунт", описанный в романе М.А.Шолохова, был в реальной жизни!
Понятно, НКВД не оставил это событие без внимания: многие в Теменском были осуждены, сосланы в Сибирь и больше не вернулись. Просматривая в Книге Памяти общества Мемориал Орловской области я обратил свое внимание, что в ней находится много знакомых фамилий моих родственников, репрессированных колхозников Теменки. И совсем недавно я обнаружил в Интернете сообщение, рассказывающее о "бабьем бунте" в Теменском, и снова убедился в правоте и в честности моего деда в отличии от наших современников- сталинистов, все еще пытающихся извратить нашу историю.
На Урале события в те годы разворачивались еще в худшем варианте, чем в черноземной полосе центральной России. Мой дед, как я сообщал, приехал в Свердловск в 1927 г. Как известно, в то время в Свердловске начиналась великая стройка века - возводился Уралмашзавод. Голода там пока не было - он наступил позднее.
Моя бабушка родилась в крупном по тем временам селе, расположенном в нынешней Челябинской области, неподалеку от г.Каменск-Уральский. Мой прадед был середняком, был мастером на все руки. Поэтому жил зажиточнее, чем его сват, хотя у него был только один сын - дядя Гриша, родной брат моей бабушки. Будучи грамотным, он работал в царское время кассиром волостного отделения Крестьянского банка и пользовался большим доверием среди своих односельчан. По рассказам родных, он и его семья даже есть не садились, не поделившись с нищими. Известный советский военачальник Иван Александрович Онуфриев, который был сподвижником В.К.Блюхера и вместе с ним позднее расстрелян, вспоминал в своей книге, изданной в 30-х годах прошлого века, что обязан своей жизнью моему прадеду, который во время Гражданской войны, не побоявшись колчаковских карателей, спас его, когда будующего начдива выдал белым его родной отец.
И вот когда в селе был создан колхоз, то моему прадеду поручили выделывать кожи. Как-то раз приехал в село его зять - Георгий Андреевич Обухов, являющийся также уроженцем тех мест и увидел, что мой прадед выделывает кожи. Тут же составил донос в НКВД, что мой прадед якобы скупает скотину, убивает ее, а мясо и кожи продает. И вот когда приехали чекисты, чтобы выяснить, как на самом деле обстоят дела, то председатель колхоза испугался ответственности и подтвердил этот донос. В результате моего прадеда раскулачили, а его зятек, доносчик и иудушка Георгий Андреевич Обухов, был соответственным образом поощрен за проявление "своей политической бдительности", тут же вступив в коммунистическую партию!
Слава Богу, нашлись в селе люди, которые выдали моему прадеду документы, по которым ему удалось спастись от высылки и приехать в Свердловск к моей бабушке, которая там уже жила. Но и там в Свердловске оставаться было опасно, так как по законам того времени кулакам в крупных городах было запрещено жить. И только благодаря моей бабушки ее младший брат Григорий поступил на курсы, где получил рабочую специальность и позднее уехал в г.Ревда.
Но Георгий Андреевич Обухов продолжал проявлять свою "бдительность": узнав адрес деда, он составил новый донос, по которому выходило, что в Свердловске проживает моя бабушка - член кулацкой семьи. В результате пришел участковый с постановлением, согласно которому она должна в течение суток покинуть Свердловск. Бабушка вместе с моей мамой вынуждена выехать в Ревду. Мой дед попытался оспорить это постановление, но ему в прокуратуре заявили, что он не имеет никакого права заступаться за членов кулацкой семей. И только после выхода статьи Сталина, где было написано "сын за отца не отвечает" дед добился отмены этого решения и вернул бабушку в г.Свердловск, но было уже поздно: бабушка, тяжело заболев, вскоре скончалась, оставив пятилетнюю дочь - мою маму. Бабушке не исполнилось 28 лет...
Но я немного отвлекся от темы и продолжу свое повествование. Как я уже писал: когда приехал мой дед на Урал в 1927 г., то голода не было - он наступил позднее, в 1930-1933 гг.
Также, как и в центральной России, в Уральской области была проведена сплошная коллективизация. В результате предпринятых Советской властью мер, положение стало еще хуже. Уже в начале 1930 г. стали умирать люди, появились случаи людоедства. Такого голода, как этот, никогда не было Урале, и не только на Урале, но и в Сибири, на Алтае, в Казахстане. Отчаявшиеся люди были вынуждены бросать свои дома и бежать туда, где можно было прокормиться. Они штурмовали проходящие поезда, чтобы выбраться в города, где было не так голодно, как в деревне. По воспоминаниям моих родных, на Привокзальной площади Свердловска в то время вступить нельзя было - всюду лежали трупы умерших от голода людей. Поэтому я считаю, что семье моего прадеда еще повезло - они сумели еще до голода выбраться в Свердловск и в Ревду.
К тому же иудушке Георгию Андреевичу Обухову едва добралась завшивевшая его мать, которую он вынужден приютить ее у себя. Уж лучше бы он ее не оставлял: он ей позволял съедать только один кусок хлеба, но если она тянулась за вторым, то он тут же бил ее по рукам! Поэтому она недолго прожила у него.
К чему я все это написал? Я не требую никакой компенсации за покалеченные судьбы моих родных, но хочу, чтобы все знали, как жили в то время люди, которых уничтожала как тараканов своя же "народная" Советская власть! И я считаю кощунством современных сталинистов, которые не только стараются замолчать, но и отрицать реалии того времени, выставляя его райской жизнью и рассказывая, что СССР при Сталине стал могущественной мировой державой! Но при этом они умалчивают, что мощь эта была построена на костях и горе многих десятков миллионов людей, и впоследствии, как не тяжело осознавать, явившейся одной из причин распада СССР.
Люди, помните это, Давайте мы все учтем уроки истории, чтобы они еще раз не повторялись.
http://lunin812.livejournal.com/122328.html

Tags: из френдленты, коллективизация, сталинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments