d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Олег Платонов о духовности и нравах в СССР в 1920-е гг. (цитата и вопрос к залу)

Определенно, можно себя поздравить с успехом. Моя  недавняя запись о нравах в совдепе в первые десятилетия после окончания Гражданской войны, по ходу, многих не оставила равнодушной. Перепосты идут и идут, а краснознаменные адепты и прочие все рефлексируют. Сейчас, конечно, уже меньше, чем 2 дня назад, но все же...
А собственно, чего рефлексировать? Ведь было.  Это подтверждают и приведенные мною цитаты, и свидетельства современников.  
Нет, можно, конечно, заявлять, что этот кошмар - следствие несовершенности человеческой природы, и  ленинцы здесь ни причем. Однако, коммунисты утверждали свою власть именно на разрушении и отрицании всех прежних устоев морали, уже ослабленных войной и хаосом революций. Именно поэтому изначальной опорой Ленина становились те, у которых эти устои уже были разрушены — уголовники, дезертиры и матросня, поднимавшие на штыки своих офицеров. Именно такие кадры и рекрутировала в свои ряды "рабоче-крестьянская" власть.  Подобно тому, как раковая опухоль съедает здоровые клетки организма, также и большевики и прочие левые радикалы вовлекали в порочный круг ненависти и отрицания устоев морали все новые и новые души...
Несомненно, на определенном этапе произошли определенные перемены. Т.к. что морально, а что нет, решала партия, то спустя время  кошмары и грязь, которые не считали нужным скрывать в 1920-е гг., перестали выставлять напоказ. Но в остальном ситуация во многом осталась неизменной.

В целом, эта сложная тема еще ждет своего исследователя. Пока же ограничусь цитированием избранных фрагментов из книги Олега Платонова "Под властью зверя", раскрывающих тему состояния общественной морали в 1920-е гг.  С данным автором я согласен далеко не во всем (например, категорически не согласен с его оценкой  Белого движения, а также личности Сталина), но в приведенном фрагменте со ссылкой на журнал "Вопросы истории" №2 за 1994 г. приводятся факты про проституцию в раннем совдепе. Т.к. цитировавшийся мной в предыдущей записи автор , опираясь на данные  архивов  и советские издания тех лет, рисует картину немного иначе, интересно увидеть  цитируемую  Платоновым публикакцию целиком. Так что тем, у кого имеется этот журнал, и кому не жаль потратить время на сканирование - буду признателен. Пока же цитирую:
________

Подрыв традиционных устоев Русского народа, хранителями которых были Православная Церковь и национальная интеллигенция, ставшие жертвами преступного режима, повел к резкому падению нравственных начал в обществе. Особенно сильно пострадала семья, Интеллигенция малого народа восторженно пропагандировала разрушение семьи и "свободу любви". Отношения мужчины и женщины в их среде носили характер "собачьих свадеб". Целомудрие, верность, ревность объявляются пережитками прошлого, "остатками собственнической психологии". Супружеские отношения приобретают сугубо условный характер. В общежитиях и коммунальных квартирах 20-х годов нередко практиковалось коллективное сожительство. От интеллигенции и полуинтеллигенции малого народа "новая мораль" проникала в "массы", особенно сильно поражая молодежь. 
В главных городах СССР в начале 20-х годов развивалось движение "Долой стыд". Его последователи предлагали всем жить по законам природы. Время от времени они проводили своеобразные демонстрации. В публичных местах появлялись совершенно нагие молодые парочки с ленточкой через плечо и надписью "Долой стыд". 
Моральное растление миллионов молодых людей в городах стало нормой жизни, половые отношения в их среде приобретали животный характер. Большевистское воспитание превращало отношения мужчины и женщины в примитивный акт. Брак носил формальный характер. Любой супруг мог в течение дня, не уведомив даже об этом своего партнера, в одностороннем порядке развестись. 
По сравнению с дореволюционным периодом число проституток в больших городах увеличилось во много раз. В Москве, например, для значительной части молодых работниц на заводах и в конторах проституция стала второй профессией. Злачный характер приобрели целые московские районы: Тверская (с наиболее дорогими "дамами"); Неглинка и Цветной бульвар с прилегающими переулками; Домниковка, прилегающая к трем вокзалам Каланчевской площади. Притоны, дома свиданий, "уличный" промысел приобрели невиданный раньше размах. Весьма характерно, что во второй половине 20-х годов проституция стала пролетаризироваться - от своих традиционных мест (гостиницы, рестораны, кафе) представительницы древнейшей профессии перебираются в рабочие кварталы, к пивным, семейным баням, а в дни получки даже к заводским проходным. Подавляющее большинство их было из рабочих и крестьян.[21] 
Двадцатые годы создали новый массовый тип проститутки (неизвестный до революции) - так называемой "с арканом"; каждая из этих проституток имела толстую веревку с петлей, в которую она продевала подколенную часть одной из ног, далее веревка шла по шее, а руки держали эту ногу на весу, создавая "необходимое удобство" для сношения, стоя где-нибудь в подъезде или в любом закоулке. Этот тип проститутки был доступен любому школьнику или комсомольцу, воспитывая тысячи молодых людей на началах "новой морали". 
В первой половине 20-х годов, несмотря на запреты, пьянство, особенно среди рабочего населения, продолжало расти. Ухудшение материального положения, крушение привычных устоев, и прежде всего благотворного влияния Церкви, превратили наиболее неустойчивую часть населения в неизлечимых алкоголиков. В Ленинграде в 1926-1927 годах потребление спиртных напитков на душу населения достигло 59 л.[22] В августе 1925 года процесс спаивания народа был взят в руки советской власти - официально разрешена продажа водки, которую по имени предсовнаркома А.И. Рыкова, подписавшего этот декрет, назвали рыковкой. Доля доходов от продажи спиртных напитков в госбюджете возросла с 2 процентов в 1923/24 финансовом году до 12 процентов в 1927/28 году.[23]
Источники цитирования:

21. Вопросы истории. 1994. N2. С.37. 
22.Там же.С. 41. 
23.Там же.

Платонов О.А. Под властью зверя. – М.: «Алгоритм», 2004.  - с.446-448
http://rus-sky.com/history/library/plat4-1/xx_187.html


Перечень предыдущих постов по теме советской духовности:

http://d-v-sokolov.livejournal.com/26166.html - "Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата"
http://d-v-sokolov.livejournal.com/114867.html - Штрихи к портрету Ежова ч.3: интимные предпочтения 
http://d-v-sokolov.livejournal.com/115526.html - Чекистские нравы
http://d-v-sokolov.livejournal.com/135446.html - Сталин и "ню". Штрихи к портрету
http://d-v-sokolov.livejournal.com/157773.html - Штрихи к портрету Ежова. ч.5: Семейная жизнь
http://d-v-sokolov.livejournal.com/172044.html - Штрихи к портрету Ежова. ч.6: бытовая распущенность
http://d-v-sokolov.livejournal.com/136857.html - Забавы шпаны в советское время
http://d-v-sokolov.livejournal.com/179370.html - «Организация, называвшаяся ”Блядоходом“»
http://d-v-sokolov.livejournal.com/182764.html - Большевицкое порно
http://d-v-sokolov.livejournal.com/204445.html#cutid1 - Сталинские бордели
http://d-v-sokolov.livejournal.com/210316.html - Школьницы для Берии
http://d-v-sokolov.livejournal.com/213586.html - Советопоклонство как вид сексуальной перверсии
http://d-v-sokolov.livejournal.com/214757.html - И снова о нравах в Совдепии
http://d-v-sokolov.livejournal.com/215740.html - Аборты в СССР
http://d-v-sokolov.livejournal.com/217163.html - Женщина — не человек, а всего лишь самка (величие коммунистической идеи)
http://d-v-sokolov.livejournal.com/218106.html - счастливое детство в Стране Большевиков (семерых зарезал я – отсидел четыре дня)
Tags: большевики, вопрос, советские нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment