?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
И.Н.Кузнецов. Остров смерти
d_v_sokolov

Из спецсообщения УНКВД по Запсибкраю:

И. В. Сталину,

Р. И. Эйхе

Секретарю Нарымского Окружкома ВКП(б),

(Совершенно секретно)

22 августа 1933 г.

 

«29 и 30 апреля этого года из Москвы, Ленинграда и Минска были отправлены на трудовое поселение два эшелона деклассированных элементов.

Эти эшелоны, подбирая по пути следования подобный же контингент, прибыли в Томск, а затем на баржах в Нарымский округ.

18 мая первый и 26 мая второй эшелоны, состоя из трех барж, были высажены на реке Оби у устья р. Назина, на остров Назино, против остяцко-русского поселка и пристани того же названия (Александровский район, северная окраина Нарымского округа)»

 

О каких же «деклассированных элементах» шла речь? Оказывается, эти «элементы» появились в отчетах НКВД после выхода постановления ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. о введении паспортной системы.

Именно на остров Назино 18 мая 1933 г. была доставлена и высажена первая партия «элементов городского типа» — 4900 человек, задержанных как беспаспортные. Вторая партия числом 1174 человека поступила 26 мая. К 12 июня 1473 из них умерли. К зиме погибли почти все. Из 10289 человек, прибывших в Александрово-Вахтовскую комендатуру, к осени осталось 2025 человек, 1940 отправлено в концлагеря, 3196 умерло, 3916 оказались в бегах.

Как же разыгралась эта трагедия на Назинском острове?

На второй день после прибытия первого эшелона, 19 мая, выпал снег, поднялся ледяной ветер, затем ударил мороз. Голодные, истощенные люди, без крова, не имея никаких инструментов и, в главной своей массе, трудовых навыков, очутились в безвыходном положении. Окоченевшие, они были способны только жечь костры, сидеть, лежать, спать у огня, бродить по острову и есть гнилушки, кору, мох и пр. Трое суток никому никакого продовольствия не выдавалось.

Люди начали умирать. Они заживо сгорали у костров во время сна, умирали от истощения, начавшегося еще в долгой и мучительной дороге, от многочисленных болезней. Холод переносился так трудно, что один из трудпереселенцев залез на дерево в высокое дупло и погиб там, на глазах у людей, которые не могли помочь ему: не было ни лестницы, ни топоров. Когда, наконец, наступил солнечный день, бригада могильщиков смогла закопать только 295 трупов, неубранных оставили на второй день. Новый день дал новую смертность и т. д. Только на четвертый день прибыла на остров ржаная мука. Ее начали раздавать по несколько сот граммов. Люди тут же бежали к воде и в шапках, фуражках, галошах разводили болтушку. Многие глотали одну муку, задыхались, умирали от удушья. Не было ложек, кружек, мисок. Не было ни ведер, ни котлов, а значит — и кипятка.

Вначале изредка, в отдаленных углах острова, а затем повсеместно началось людоедство. Свидетельствует Меньшикова Таисия Михайловна, 1908 г. рождения: «На острове конвоир был, Веников Костя, молодой парень. Ухаживал он на острове за одной девчонкой. Он все караулил ее. Вздумал раз поехать помыться, товарищу наказал: «Ты за ней поглядывай», — а он что, столь народу... А ее привязали, руки назад к тополине, и груди отрезали ей, икры отрезали, мускулы — где можно есть, все-все... Голодные они, есть надо. Парню не повезло. Это вот такие были зверства. Человеческое мясо резали и привязывали в тряпках на деревья...»

Лежавшую под открытым небом муку, отчего немало ее испортилось во время дождей, комендатура острова приказала зарыть в землю. Остатки ее получали так называемые бригадиры, отъявленные уголовники. Получив мешки на бригаду, они уносили их  в лес, а бригада оставалась без пищи.

Когда муку привозили «со склада», раздавать ее в порядке живой очереди даже не пытались. Голодные люди собирались, но их разгоняли выстрелами. В жуткой давке слабых затаптывали, калечили.

Надо полагать, спецкомендатура не только мало понимала свои задачи, она сама растерялась от разразившейся катастрофы. Несмотря на индивидуальные расстрелы и «перевоспитание» трудпоселенцев палками и прикладами винтовок, на острове образовались и царили мародерские банды и шайки. Уголовники терроризировали людей еще в баржах, отбирая у трудпоселенцев хлеб, одежду, избивая их и убивая. Здесь же, на острове, открылась настоящая охота за теми, у кого были деньги или золотые зубы, коронки. Их владельцы тут же становились жертвами бандитов. Могильщики зарывали трупы с развороченными челюстями.

Мародерство захватило и некоторых охранников, за хлеб и махорку скупавших золото, одежду. По острову установились цены: новое платье или костюм — полбуханки хлеба или пачка махорки; пачка махорки — 300 рублей, два золотых зуба или четыре коронки.

В аналогичную обстановку попал и второй эшелон, быстро воспринявший установившиеся порядки острова.

Близилась «трудовая весна». В конце мая началась отправка людей на так называемые участки, то есть места, отведенные под поселки. Участки были расположены по реке Назина за 200 км от устья, к ним поднимались на лодках. Глухая необитаемая тайга. Истощение людей продолжалось.

Достаточно привести такой факт: на пятый участок с острова доставили 78 переселенцев, их них в живых осталось только 12.

Участки, в конце концов, были признаны непригодными, трудпоселенцев стали перемещать на новые места, вниз по той же реке, ближе к устью.

Побеги, начавшиеся еще на острове (хотя там это сделать было куда труднее: ширина Оби около километра, на реке еще шел лед), здесь приняли массовые размеры. Пошли слухи:  мол, во-первых, решено истребить деклассированный элемент, а, во-вторых, в 40 км отсюда есть железная дорога (в действительности до ближайшей станции было более 300 км).

Последнее «подтверждалось» тем, что на одном из участков в ясные зори слышались отдаленная гармонь, крики петуха и звуки, подобные гудку. На самом деле это был крохотный поселок, от которого участки отделяло непроходимое болото. Люди, не зная, где они, бежали в тайгу, плыли на плотах, погибали или возвращались обратно.

После расселения на новых участках к строительству полуземляных бараков, вошебоек и бань приступили только во второй половине июля. Жизнь начинала входить в свое русло — появилась работа, люди стали получать по 750–1000 г хлеба. Смертность, однако, оставалась высокой, основной причиной чему служили болезни. Особенно свирепствовала дизентерия.

К массовым болезням и смертям начсостав да и сами поселенцы вскоре стали относиться как к чему-то неизбежному и привычному. Трупы, которые лежали на тропинках в лесу, плыли по реке, прибивались к берегам, уже не вызывали смущения. Человек переставал быть человеком. Из 6100 высланных, прибывших из Томска, плюс к ним еще 600–700 человек (точное число установить не удалось), переброшенных на назинские участки из других комендатур, на 20 июля 1933 г в живых осталось 2200. Назинский остров оставил неизгладимую мету у всех оставшихся в живых, даже у отъявленных рецидивистов, видавших виды на своем веку. Они прозвали его островом смерти (людоедов). Местное население усвоило это название, а слух о том, что здесь было, пошел вниз и вверх по рекам.

В конце 1933 г. сюда из Новосибирска пришло сразу два парохода с пустыми баржами. Сиблаг решил эвакуировать уцелевших. Половина назинцев не могла пройти по тропам на баржу, настолько они были больны, измождены. Их несли на носилках и складывали рядами в трюмах. Катер «Быстрый» на малых баржах подвозил оставшихся в живых с поселков. По окончании «эвакуации» Александро-Вахтовская участковая комендатура «подбила бабки». Отправила она свыше 6000 человек, а приняла обратно 2856.

Остальные пошли на «естественную трату».

Сколько всего их было — трудно сказать. Так же трудно сказать, кто они, потому что документы отбирались и при аресте, и в эшелонах и баржах (рецидивистами на курение). То, что осталось, было уничтожено частью на острове и позднее органами госбезопасности для устранения следов преступления.

 

Кузнецов И.Н. Засекреченные трагедии советской истории – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - c.21-25



  • 1
Кошмар.
Хорошо бы кто фильм снял. Такой "материал". Наш отечественный "Куб", но, к сожалению, на основании реальных историй.
И чтобы совки повизжали о поругании великого прошлого.

Да, я также ловил себя на мысли при прочтении, что фильм получился бы бомбовый по этой истории. Голливудские поделки курили б в сторонке.
И бюджета большого не нужно - таких мест в тайге глухих и сейчас полно. Главное чтобы режиссер не Михалков и не Бондарчук был. Из известных, думаю, Рогожкин бы справился - его фильм Чекист тому подтверждение.
И верещание обиженное красных мурзилок поднялось бы нехилое. Уж если они как резаные верещали, когда в щадящей форме в "Адмирале" показали, что есть революционная матросня, то когда им предельно достоверно покажут ужасы коллективизации - как бы помешательство не случилось с болезными.

Но я бы этот фильм не смотрел. Читать то тяжело...

дискуссия о Кузнецове

Почитал я темку на том форуме о Кузнецове.Но меня больше заинтересовала эта дискуссия:
http://zlotnikov.obninsk.ru/forum/viewtopic.php?t=2555&postdays=0&postorder=asc&start=330
где разбирается на последних страницах мой пост о Железном потоке. Не знаю, с чего оппонент решил, что я роман не читал. Если бы я не читал, то не стал бы и постить о нем выборку.
Не совсем понятна претензия по моему утверждению, что в романе именно как брутальное описание жестокости, превалируют описания насилий красной стороны.
А для этого мне совершенно не обязательно разбирать все упоминания насилия противной стороны, упомянутые в книге. Они в отличие от зверств красной стороны выведены весьма схематично и в пересказах, за редкими исключениями.
Суть же поста изложена в последних абзацах:
"...в отличие от последующих лет, тогдашние авторы не стеснялись описывать большевистские зверства, считая их оправданными классовым подходом".
И это не только мое мнение. В.Е.Шамбаров, например, в работе "Государство и революции", высказал то же самое.
И не случайно многие произведения 20-х гг. потом были упрятаны в спецхран, т.к., подобно книге Зазубрина "Щепка", там насилие описывалось еще более брутально.Да Вы посмотрите мой разбор хотя бы по Конармии Бабеля:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/176601.html
Где приведены эпизоды немотивированных убийств военнопленных и другие насилия первоконников. И это соотносится с архивными документами, ссылка на подборку которых приведена в том же посте.

Re: дискуссия о Кузнецове

Я бы на Вашем месте как раз не удивлялся. Этот екатеринбургский ветеринар просто НЕ ХОЧЕТ принимать это знание. И всё. :) Думаю - так у всех коммунистов. "Можно привести верблюда к водопою, но нельзя заставить его пить".

Re: дискуссия о Кузнецове

Эта дискуссия по ссылке - прямое подтверждение тезиса Пионера о том, что нынешние адепты советчины - суть жертвы гламурного образа.
Позволю себе процитировать:
Апологеты советчины с тоской пишут, что «СССР не был гламурной страной». И своим собственным примером опровергают это утверждение. Их ностальгические воспоминания об СССР почти полностью сводятся к разглядыванию гламурных картинок, изготовленных советским агитпропом, и пусканию розовых слюней.
http://pioneer-lj.livejournal.com/1313413.html
Попадание в точку 100%.
Согласен с Пионером в этом вопросе, и в развитие высказанного им тезиса мои наблюдения:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/89180.html
И характеристику нынешних воздыхателей по совку, жаждащих вернуть презренную сталинщину:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/121479.html?thread=272263#t272263

Re: дискуссия о Кузнецове

Да. Чего-то я там ему не ответил по геноциду. Надо будет расчехлить говномёт и достать из под спуда резолюцию Ассамблеи ООН с определением геноцида...

Интересно, где И.Н. Кузнецов взял эти данные. Т.к. защитники сухорукого Эффективного Менеджера начнут вопить, что это ложь.

У Кузнецова в самом конце книги дана библиография. Погуглите - данная книга давно есть в сети в pdf.
Если "товарищей" рассказ не убеждает, то посоветуйте им сборники документов - Трагедия советской деревни и Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Там и свидетельства, и документы, и сводки секретные собраны о положении в деревне и не спецпоселениях - они еще более откровенны, нежели приведенный Кузнецовым эпизод.
Наконец, есть замечательное исследование Ивницкого - судьба раскулаченных в СССР, где описывается тоже самое, да со ссылками на архивы.
Вот здесь я приводил некоторые выдержки оттуда:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/197695.html
Сравните с тем что написано Кузнецовым и поймете, что он еще пожалел читателей, не написав всю правду.
А советским адептам могу посоветовать себя хоть умозрительно представить на месте спецпереселенцев. Уак бы запели воздыхатели по "сталинскому порядку", если бы их оторвали от насиженных мест, без пищи и теплой одежды битком набили в товарные вагоны и отправили куда-нибудь в тундру, для занятий "общественно-полезным трудом" - так, как описано в этой статье. Славили бы они во время высылки, в пути и по прибытии на место поселения великий гений вождя, рассказывали бы, что это нужно для модернизации страны, или нет?

Спасибо за ответ и за ссылки. Только вот опыт с "умозрительным представлением" не проходит - по крайней мере, у меня не удавался. Люди утверждали, что ничего подобного просто не было, либо происходило крайне редко, по проискам врагов соввласти...

Если Вы зайдете:
http://www.belousenko.com/oth_Istoriya_Repressiy.htm
в "Книга для учителя....",
то в 4 главе обнаружите за № 1 документ
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 992. Л. 20–30;
"Из совершенно секретной записки инструктора
Нарымского окружкома партии В.А. Величко
И.В. Сталину, Р.И. Эйхе и секретарю Нарымского
окружкома К.И. Лебиц о судьбе трудпоселенцев.
3–22 августа 1933 г.*
"
описывающий эту историю.

Остальные документы тоже советую прочитать, у меня волосы дыбом встали. Все мы возмущаемся зверствами фашистов, а тут свои со своим же народом.

Не за что.
В свою очередь хочу сказать, что с большим интересом читаю Ваш блог и статьи на Гранях.

Вы очевидно меня спутали с однофамильцем - Борисом Соколовым. На "Гранях" я не публиковался и публиковаться не собираюсь. Либеральных воззрений в стиле немцова и прочих СПС-ников, которых, вроде бы как придерживается мой однофамилец, не разделяю.
Так что ошибочка вышла.
В интернете кроме этого я только в Первой Крымской, Великой эпохе (иногда) и Русской линии публикуюсь, а также на сайте "Архипелаг Святая Русь".

  • 1