d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Увековечивание памяти жертв красного террора в Крыму: проблемы и попытки их решения

В этом году исполняется 90 лет с момента падения Белого Крыма и эвакуации армии П.Н.Врангеля за пределы Отчизны. Случилось это 14 ноября 1920 г. Одновременно эта дата является днем памяти жертв красного террора в Крыму – чудовищной акции геноцида, избиения победителями доверившихся им побежденных.
В советское время об этой трагедии по вполне понятным причинам предпочитали не распространяться. Руководители кампании всеобщего истребления были объявлены героями. Их имена и портреты красовались не только на страницах книг и учебников, но и в названиях городских улиц.
Ушел в небытие СССР, однако с тех пор мало что поменялось. Улица имени одного из главных инициаторов массового террора, венгерского коммуниста Бела Куна по-прежнему есть в Симферополе. В топонимике городов полуострова увековечены и другие участники крымской «зачистки». Так, в Севастополе есть улицы Ю.П. Гавена, Надежды Островской (присланные в Крым свердловские эмиссары, напрямую причастные к проведению первых акций террора в 1917-1918 гг.); А.Мокроусова (матрос-анархист, бойцы из отряда которого в том же 1917 г. занимались расстрелами офицеров на Малаховом кургане и в других местах. И…одновременно прославленный борец с «немецко-фашистским оккупантами» в годы ВОВ); И.Д. Папанина (известный советский полярник начинал свою деятельность в 1920 г. в качестве коменданта Крымской ЧК – приводил в исполнение смертные приговоры и обучал этому нелегкому ремеслу молодых чекистов).
Но время идет, и процесс осмысления медленно, но неотвратимо, овладевает умами. Все чаще поднимаются вопросы о том, насколько уместны имена этих советских «героев» в названиях городских улиц.
Правда, все эти попытки не получали широкого резонанса. Несмотря на то, что и выступления по телевидению местному были, и акции памяти проводились (и, надеюсь, будут проводиться и далее). День памяти Исхода никак не отмечен ни на местном, ни на государственном уровне. Поэтому все держится стараниями активистов из казачьих общин да русских организаций (по крайней мере, позиционирующих себя таковыми).
Это происходит в форме:
- поминальных молебнов (в соборах и на местах расстрелов. В 2007-м такой молебен состоялся на Максимовой даче, в 1920-1921 гг. являвшейся одним из полигонов для «работы» ЧК);
- памятных митингов (очень немногочисленных);
- возложения венков к мемориальной доске на Графской пристани, установленной в память о соотечественниках, покинувших Крым в 1920 г.;
- возложение венков на воду;
- отдельных выступлений общественных деятелей по местному телевидению;
- памятных вечеров (об одном из них в минувшем году я написал у себя).
Все перечисленное, повторимся, не собирает много народу. Ведь проводящие эти мероприятия не являются властью, и не имеют административных ресурсов.
Это одна причина. Вторая – отсутствие должной информационной поддержки. Публикации в интернете и местной печати, пара-тройка репортажей по местному телевидению – это все.
Тем не менее, если суммировать все сделанное за последние 10-15 лет, то мало-помалу, получается все же неплохая картина:
- стараниями энтузиастов-историков и независимых журналистов за прошедшие годы выявлены и введены в научный оборот многие документы, касающиеся событий Исхода и последовавшей за ним крымской бойни;
- на основе этих материалов написаны десятки статей, сняты документальные фильмы;
Отдельного упоминания заслуживает в этой связи деятельность историков А.Г. и В.Г.Зарубиных, выпустивших совместную книгу «Без победителей» - без преувеличения, знаковое произведение, рассказывающее об истории полуострова в годы Гражданской войны. Аналогов такому исследованию до настоящего времени в Крыму просто нет.
- стараниями работников группы по реабилитации из мрака забвения возвращены имена многих крымчан, павших жертвами чекистско - большевистского произвола.
- в Феодосии, Симферополе, Евпатории поставлены памятные знаки в память о жертвах красного террора. В Ялте на месте расстрелов, в Багреевке, в 2006 г. состоялось торжественное открытие памятника-часовни.
- регулярно проводятся упомянутые мной акции памяти.
Но сколько же еще предстоит сделать!
- до сих пор нет памятника казненным на Максимовой даче. Причем это должен быть не какой-нибудь обелиск или стела, а православный храм или часовня, в которой бы совершалось поминовение убиенных.
Заодно это бы помогло привести в порядок усадьбу бывшего севастопольского градоначальника, ныне представляющую собой довольно удручающее зрелище.
- до сих пор не произведено масштабных раскопок на предполагаемых местах расстрелов – раскопок не на уровне энтузиастов-поисковиков, а с привлечением экспертов-криминалистов, фиксацией на фото и видео, протоколами осмотра.
- до сих пор нет организованной исследовательской работы по выявлению в архивах документации о большевицком терроре. То, что имеется на территории АРК и «незалежной» - жалкие крохи от существующего фактического массива. Что-то погибло, что-то затерялось, но тем не менее, многое и осталось. Однако находится все это в ведомственных архивах на территории РФ, доступ к которым вновь стал затруднен. Да даже то, что есть в наличии здесь, в Крыму – не получает широкой известности, т.к. публикуется скромными тиражами (200-300 экземпляров). И те, кто работает над этим, не имеют государственного финансирования, работая за собственный счет. Будь на территории Крыма что-то подобное институту национальной памяти в Киеве при Ющенко, обладающее широкими полномочиями и правом допуска к ведомственным архивам в республике и за ее пределами, только занимающееся изучением не голодомора, а крымской трагедии, и ведущий активную просветительскую работу – несомненно, это бы внесло значительный вклад к процесс десоветизации массового сознания, начавшийся в конце 1980-х да так и оставшийся незавершенным.
В свете всего вышесказанного, весьма примечательна инициатива представителей казачьей общины «Соболь по увековечиванию памяти жертв красного террора в Севастополе в 1920-1921 гг., а также изгнания с названий городских улиц имен палачей и преступников, ответственных за это и другие злодейства.



Община «Соболь» инициировала поминовение погибших в 1920 году в Севастополе от рук большевиков

Представители казачьей общины «Соболь» выступили с инициативой проведения мероприятий по поминовению трагически погибших в 1920 году в Севастополе в результате массовых казней, организованных большевиками. Об этом заявил на заседании Постоянного межгосударственного координационного совета казаков (ПМКС) старейшина общины "Соболь"» Виталий Храмов.

«Нами принято решение, чтобы траурная дата – ритуальная казнь большевиками русских людей в Севастополе с 16 по 25 ноября 1920 года – была помянута молитвой. Была помянута память наших пращуров», – отметил старейшина. В этой связи он предложил принять участие данном мероприятии, которое станет первым со времени все казачьи организации, входящие в состав ПМКС.

Виталий Храмов также предложил отметить дату «основания на территории Крыма в VII веке первого русского государственного образования – княжества Тьмутаракань».

Кроме того, старейшина общины «Соболь» предложил председателю ПМКС – депутату Государственной Думы России, Верховному атаману Союза Казачьи войск России и зарубежья Виктору Водолацкому использовать свой авторитет и повлиять на ситуацию с переименованием улиц крымских городов, «носящих имена "палачей русского народа"» – Бела Куна в Симферополе и Розалии Землячки в Ялте.

«Мы продолжаем заниматься тем, чтобы памятники еврейским и другим нерусским палачам, таких как Бланк-Ульянов-Ленин, Дзержинский и кто там еще есть, чтобы их убрали или на городские свалки и закопали вниз головой, или переставили в места компактного проживания их единоверцев и единокровников. И чтобы с улицы русских городов была убрана топонимика людей, причастных к геноциду 1917-1937 годов», – пояснил Виталий Храмов.

http://novoross.info/2973-obshhina-sobol-iniciirovala-pominovenie-pogibshix-v-1920-godu-v-sevastopole-ot-ruk-bolshevikov.html
Tags: Красный террор, Крымский геноцид, Русский Исход, десоветизация, новое осмысление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments