d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Владимир Букарский. Священномученик Серафим (Чичагов) ч.1


Архиепископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов). 1911 год.11 декабря 2007 года исполнилось 70 лет со дня расстрела на Бутовском полигоне замечательного русского святого подвижника, митрополита Петроградского Серафима (Чичагова). 16 сентября 2008 года исполнилось 100 лет с начала пастырского служения святителя Серафима в качества епископа Кишиневского и Бессарабского. Как известно, город Бендеры, который в этом же 2008 году отметил свой 600-летний юбилей, в те годы входил в Бессарабскую губернию Российской Империи. Следовательно, православная жизнь этого приднестровского города, в том числе и Преображенский кафедральный собор, находились под окормлением и попечением святителя Серафима (Чичагова), который неоднократно совершал службы и в Преображенском кафедральном соборе, и в других храмах городе Бендеры. Проводя традиционную для Приднестровья православную конференцию, было бы несправедливо не почтить своим вниманием имя этого величайшего подвижника Русского Православия ХХ века.

Дворянский род Чичаговых прославился своим верным служением на благо Отечества в течение долгих столетий. Прадед святителя, адмирал Василий Яковлевич Чичагов, прославился своими 18 морскими кампаниями, за что был награждён двумя орденами Святого Георгия Победоносца IV и I классов. Именем Василия Чичагова названы острова на архипелаге Новая Земля, остров в архипелаге Александры у берегов Северной Америки, залив и мыс острова Науку-Хива в Южной Полинезии, мыс на острове Кюсю и гора на острове Шпицберген. Он скончался в 1809 году и погребён на Лазоревском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Дед будущего священномученика Серафима, адмирал Павел Васильевич Чичагов, в качестве командира корабля "Ростислав" принял участие в Эландском (1787), Ревельском и Выборгском сражениях (1790), за что был награждён орденом Святого Георгия Победоносца IV степени, а также золотой шпагой с надписью "За храбрость". В годы царствования Императора Александра I Павел Чичагов получил должность члена комитета по образованию флота и назначен докладчиком Александру I по делам этого комитета. В 1807 году Павел Чичагов получил чин адмирала и звание министра морских сил. Он стал энергично работать над упорядочением дел министерства: сократил, сколько это было возможно, всякого рода хищения, столь обычные в то время, построил эллинги, следил постоянно за развитием техники и вводил усовершенствования в морской практике. Мнения и записки, поданные Чичаговым в Государственный Совет, служат лучшим доказательством его неутомимой деятельности. Примечательно, что в 1812 году адмирал Павел Чичагов был Высочайшим указом назначен главнокомундающим Дунайским флотом и генерал-губернатором Молдавии и Валахии. 11 мая он прибыл в Яссы, однако заключение Бухарестского мира с Портой не дало возможности осуществиться идее Императора Александра принять оба дунайских княжества под российский контроль.

Леонид Михайлович Чичагов родился в 1856 году в Санкт-Петербурге в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и принадлежал к одному из знаменитых дворянских родов Костромской губернии. В 1875 году поступил в чине подпоручика в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду, в связи с её упразднением переведён в 5-ю конно-артиллерийскую бригаду. Был прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады.

В 1877 – 1878 гг. подпоручик Леонид Чичагов участвовал в русско-турецкой войне. Награждён орденами св. Анны IV степени с надписью "За храбрость" (за отличие в сражениях под Горным Дубняком и Телишем), св. Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы в декабре 1877 года), св. Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем в январе 1878 года), саблей с дарственной надписью от Императора Александра II (за осаду и взятие Плевны). Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Л. М. Чичагов совершает при осаде Плевны чудеса храбрости, распорядительности. Сам генерал-лейтенант М. Д. Скобелев отмечает его имя в приказе по армии. Главнокомандующий армией Великий князь Николай Николаевич старший возлагает на него Георгиевский крест – знак военной храбрости и самоотверженности.

Военную службу Леонид Михайлович сочетал с историко-литературной деятельностью. События, связанные с освобождением Болгарии, Л. М. Чичагов описал в книгах "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877", "Описание отдельных солдатских подвигов", "Рассказы о подвигах офицеров". В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталии Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице Д.С.Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

Штабс-капитан Л.Чичагов с супругой С 1880 года поручик Леонид Чичагов – адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа А. А. Баранцова, командовавшего артиллерией Российской Армии. В 1881 году штабс-капитан Чичагов, награждённый орденом св. Станислава II степени, был командирован во Францию на манёвры французских войск, изучал устройство французской артиллерии. В 1882 награждён Кавалерским крестом ордена Почётного легиона и черногорским орденом Данилы Первого IV степени. Принимал участие в решении вопросов о вооружении крепостей на западной границе России и оснащения болгарской армии. В 1883 году награждён Румынским Железным крестом, Болгарским орденом св. Александра III степени. В 1884 году награждён орденом св. Анны II степени.

Провидение благоволило молодому офицеру встретиться в Петербурге со святым праведным Иоанном Кронштадтским, и эта встреча предопределила всю дальнейшую судьбу Леонида Чичагова. Ещё на фронте офицер овладел медицинскими знаниями. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов Чичагова стала разработанная им и испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения, изложение которой заняло два тома фундаментального труда "Медицинские беседы".

В 1891 году Леонид Чичагов уходит в отставку с армейской службы и по благословению своего духовного наставника Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. В последующие годы он работает над составлением "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", открывшей ему не только историю одной из замечательнейших монашеских обителей Русской Православной Церкви, но и монашеские подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси – преподобного Серафима Саровского. После смерти жены Натальи Николаевны (внучатой племянницы героя Отечественной войны 1812 года генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова) отец Леонид принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии Императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составляет акафист преподобному.

Святитель Серафим (Чичагов) стал первоначинателем православного окормления Абхазии и живым символом духовного единения Абхазии с Россией. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена хиротония Серафима во епископа Сухумского. Уже первое место епископского служения Сухумского святителя Серафима, древняя православная Абхазская земля, стала для него местом испытаний в связи с событиями, которые наступили в результате революционной смуты, разразившейся в России. С этого времени и до конца его дней архиерейское служение оказывалось для святителя Серафима неразрывно связанным с мужественным стоянием за чистоту Православной веры и единство Русской Церкви, которое священномученик Серафим, будучи продолжателем воинской славы своих доблестных предков, осуществлял уже в качестве воина Христова на поле духовной брани. В 1906 году святитель Серафим был направлен на Орловскую кафедру, где он пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин. Свидетельством все возраставшего авторитета святителя Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 году присутствующим членом Святейшего Синода.

16 сентября 1908 года был принят указ о назначении владыки Серафима (Чичагова) на Кишинёвскую кафедру. Прибыв в Кишинёв 28 октября того же года, владыка Серафим столкнулся с печальной картиной епархиальных дел, представших перед его взором в Кишинёвской епархии: "Огорчаюсь южанами, как у них все церковное пало, обрядность пропала, пение еще по нотам Бахметьева и все исковеркано, – писал владыка Серафим. – Ужас в том, что изменить мне невозможно, тут регент – соборный священник, любимец всего города, ничего не понимающего в пении, и он преподаватель во всех учебных заведениях. Во всем городе один архиерейский хор. Причт соборный из академиков-законоучителей. Собор без прихода, очень бедный, и ничего не могу поделать, так что у меня нет и ключаря в помощь, ибо он законоучитель. Словом, не встречал нигде такой обстановки в России и стою в тупике, потому что выхода нет решительно никакого".

Гербовецкая икона Божией МатериТягчайшим испытанием для владыки Серафима вскоре после его прибытия в Кишинёв стала кончина его духовного наставника святого праведного Иоанна Кронштадтского, все последние годы остававшегося духовным отцом святителя. Пережив потери близких ему людей и оказавшийся в почти полном духовном одиночестве, святитель Серафим почерпнул для себя духовные силы в активной молитвенно-литургической жизни, в которой особое место занимало почитание величайшей молдавской святыни – Гербовецкой чудотворной иконы Божией Матери. Совершая в течение всех лет своего пребывания в Кишиневской кафедре еженедельные службы с акафистами перед чудотворным образом знаменитой в Бессарабии иконы, святитель Серафим не только вызвал значительный подъем молитвенного энтузиазма в своей пастве, но и обрел для себя столь недостававшие ему в это тяжелое время душевный покой и архипастырское вдохновение.

Начав восстановление церковной жизни в Кишинёвской епархии с уже оправдавшей себя в Орловской епархии деятельности по возрождению активных приходов путем создания церковно-приходских советов, святитель Серафим обнаружил, что запустение приходской жизни в Бессарабии сочеталось со стремлением приходского духовенства определять в выгодном для него направление деятельность епархиального архиерея. И в этой связи владыка критически отозвался о либеральном подходе своего предшественника Владимира (Сеньковского): "Мой предшественник приучил бессарабское духовенство обходиться без архиерея, так что оно совершенно устроилось автономно, получило выборное начало, распоряжается соборно во всех учреждениях, и епископ только подписывает их желания и мысли, изложенные в журналах". Указав приходскому духовенству, что целью служения является не борьба за власть в епархиальном управлении, а окормление своей приходской паствы, святитель Серафим вынужден был во многом взять на себя оставленное приходскими батюшками бремя духовно-просветительской деятельности на приходах. На протяжении всех лет своего пребывания на Кишиневской кафедре владыка Серафим неутомимо посещал практически все приходы своей епархии, вдохновляя своим архипастырским примером погрузившееся в требоисполнительскую рутину и подчас полностью утерявшее литургическое благочестие приходское духовенство.

Трехлетняя созидательная деятельность святителя Серафима на Кишинёвской кафедре не только привела к подлинному преображению епархии, но и получила самую высокую оценку как в Святейшем Синоде, так и у Государя. Наилучшей характеристикой содеянного владыкой Серафимом в Кишинёвской епархии стал Высочайший Указ Государя Святейшему Синоду от 16 мая 1912 г., обращённый к святителю. "Святительское служение ваше, отмеченное ревностью о духовно-нравственном развитии преемственно вверявшихся вам паств, – говорилось в Высочайшем Указе, – ознаменовано особыми трудами по благоустроению Кишиневской епархии. Вашими заботами и попечением множатся в сей епархии церковные школы, усиливается проповедническая деятельность духовенства и возвышается религиозное просвещение православного населения Бессарабии. Особого внимания заслуживают труды ваши по устройству в городе Кишиневе Епархиального Дома и связанных с ним просветительских и благотворительных учреждений. В изъявление Монаршего благоволения к таковым заслугам вашим Я… признал справедливым возвести вас в сан Архиепископа. Поручая Себя молитвам вашим, пребываю к вам благосклонным. Николай".

Отличавшийся замечательным даром проповедничества святитель Серафим нашел возможным издать в Кишинёве две книги своих проповедей, произносившихся им на протяжении всего периода священнослужения. Исполненные высокого пастырского вдохновения и обращенные, как правило, к самым насущным вопросам современной святителю эпохи эти проповеди сразу же после опубликования стали незаменимым подспорьем как для священников Кишинёвской епархии, так и для последующих поколений русских пастырей.

Проповедническая деятельность святителя Серафима как, впрочем, и все его архипастырское служение были обращены не только на обустройство церковной жизни, но и на преодоление тех разрушительных духовных и общественных соблазнов, которыми была исполнена российская действительность в начале XX века. Мучительно переживая все усиливавшийся на его глазах отрыв образованной части русского общества от традиционных, основанных на православной вере духовных и исторических начал русской жизни, святитель Серафим сурово обличал в своих проповедях духовную слепоту тех, кто присваивал себе право выступать в качестве новых "вождей" и "пророков" для ставшего им чуждым русского народа. "Не видим ли мы в наше бездарное время, – говорил святитель Серафим, – новых писателей и публицистов, не способных ни на какой серьезный, самостоятельный и талантливый труд, но болезненно стремящихся стать во главе современного заблуждения общества хотя бы своим крайним направлением, вполне безнравственным и безрелигиозным. Пользуясь своим воображаемым правом, будто бы общепризнанным и вполне авторитетным, они занимаются обличениями, даже бичеваниями свободным печатным словом и суждениями о вещах им недоступных, как о религии, о христианстве, а в особенности о Православии и добродетелях… В попытке угодить всем они преклоняются даже перед обычаями мира, научными заблуждениями и теоретическими отрицаниями и легко снисходят ко всякой лжи, как бы она ни была вредна и преступна".
Tags: политические репрессии, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments