d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Category:

Материалы альманаха "Белая Гвардия", посвященного Русской Православной Церкви и Белому движению

На Русской линии и сайте Информационного агентста "Белые воины" сегодня опубликовали  материалы, не вошедшие в 10-й номер альманаха «Белая Гвардия» – «Русская Православная Церковь и Белое движение», вышедший в конце 2008 года.
Напоминаю, что этот и предыдущие номера альманаха можно заказать через интернет, связавшись с координатором проекта "Белые воины" Р.Г.Гагкуевым по адресу :rg@rusk.ru
а также непосредственно в издательстве "Посев":
103031, Москва, ул. Петровка, д. 26, стр. 2, пом. 96, Некоммерческое партнерство "Издательское, исследовательское и просветительское содружество ""Посев"", О.А. Кузнецовой;
тел. (495) 625-92-48, e-mail: posevru@online.ru
_____

Послание Омского архиепископа Сильвестра (Ольшевского) и представителей Православной Церкви всех областей, освобожденных из-под ига большевиков к Римскому папе, архиепископам Парижа, Лондона, Нью-Йорка, митрополитам Белграда, Бухареста, Афин и патриархам Востока.

Русская Православная Церковь и Белое движение Благоволите обратить внимание на следующие печальные факты:

Захватив в 1917 г. власть в свои руки, большевики занялись разрушением общества и цивилизации. Они преследуют религию и духовенство, они разоряют церкви и оскверняют дорогие русскому народу святыни. Исторические ризницы и патриархальные библиотеки Петрограда и Москвы разграблены. Киевский митрополит Владимир, двадцать епископов и сотни священников убиты, закопаны заживо, или изувечены. В Туле и Харькове многочисленные религиозные процессии разогнаны огнестрельным оружием. Там, где царствуют большевики христианская религия преследуется с большей жестокостью чем в эру первых дней христианства. Большевики совершают с точки зрения религии неимоверные гнусности: они объявляют социализацию женщин и свободу нравов.

Всюду царит ужас, голод и смерть. Население истощено неслыханными испытаниями. И, если одних эти испытания очищают, остальные падают.

Только Сибирь и Урал освободились от большевиков и восстанавливают жизнь на принципе закона.

С глубоким прискорбием мы сим поведаем вам о несчастиях, постигших миллионы русских людей и во имя солидарности, во имя христианского братства и милосердия молим о вашем сострадании – сострадании пастырей христианской Церкви. Пусть наши паствы знают о наших муках и пусть они обратят горячие молитвы Ему, от Которого зависит жизнь и смерть за тех, которые теперь, в ХХ веке на Севере Европы сделались из любви ко Христу мучениками за веру.

                                                                                                          Сильвестр, Омский архиепископ, председатель Высшего Церковного управления.
               Члены Высшего Церковного управления: Вениамин, архиепископ Симбирский, протоиерей Владимир Садовский, профессор Писарев.

La Cause Commune. Общее дело. N 35. Париж, 1919. 19 февраля.

 

Ответ Папы Римского на обращение Высшего Временного Церковного Управления

В понедельник 24 февраля Архиепископ Омский Высокопреосвященный Сильвестр, как председатель Высшего временного церковного Управления получил в ответ на послание Управления ответную телеграмму от Папы Римского Бенедикта XV следующего содержания:

«Мы очень благодарны Вашему Высокопреосвященству за послание, которое Вы направили нам и от всего сердца сочувствуем Вашим тяжелым переживаниям и страданиям, о которых гласит Ваше послание. Являясь наместником Того, Кто есть Князь мiра, мы воссылаем к небу горячие молитвы о том, чтобы мир и спокойствие, как можно скорее вновь водворились в России и чтобы нам способствовала все утешающая небесная помощь, о которой мы усердно молимся.

Папа Бенедикт XV

Сибирская речь. Омск, 1919. N 42. 25 (12) февраля.

Послание Греческого Синода

Сщмч. архиепископ Сильвестр (Ольшевский)
Сщмч. архиепископ Сильвестр (Ольшевский)
В ответ на обращение Церковного Управления Православной Церкви Сибири ко всем церквам по поводу зверства большевиков Греческий Синод прислал Русскому посланнику в Афинах следующее письмо:

«Христианство волею Божией переживает в России великие испытания. Все Святые Православные Церкви связаны узами общей веры, общих преданий, общей борьбы за православие, как члены одного и того же тела Христа и естественно, что несчастье самой крупной из них является несчастьем всего Православия.

Бессильные подать руку человеческой помощи страждущей Церкви, обращаясь с верю к единственному помощнику Всемогущему Господу, постановили: в праздник Православия вознести во всех подведомственных нам храмов молитвы от всего сердца Небесному Начальнику Церкви, дабы не понесла испытания сверх положенного ей по гласу Апостольскому.

Препровождая при сем соответствующее решение Святого Синода, имеем честь просить Ваше Христолюбивое Превосходительство довести до сведения возможно большего числа пастырей Российской церкви, чтобы по крайней мере они знали они знали в их скорби, что соболезнует и страдает вместе с ними в целом его составе все духовенство Православной Церкви.

Да услышит Господь Бог общие молитвы о спасении Российской Церкви и да ниспошлет Ей с небес помощь и спасение.

В заседании Греческого Синода 1 февраля постановлено было принять следующие меры:

1). В воскресение Православия отслужить панихиду за упокой убитых, с общими молитвами; произнести в Афинах и главных епархиях речи, описывающие положение; 3). Прибавить к епитимии особую молитву применительно к обстоятельствам; 3). Согласно просьбе Посланника послать копию с документов Патриархам; 4). Препроводить их Председателю Совета Министров Правительства с просьбой найти способ поставить Ватикан в известность о страданиях Митрополита Антония со стороны униатов, исхлопотать о его освобождении. Средствами, которыми он располагает, постараться улучшить положение страдающей Русской Церкви; 5). Просить Архиепископов Кембриджа и Йорка в Англии, а также и христиан, проживающих в Америке, соединить их старания, чтобы спасти от гибели Русское Православие. Церкви в Америке будут осведомлены через Эпитропа Синода Пресса. 6). Приписать Синодальному Эпитропу и греческим священникам в Европе выработать общую молитву за страдающих и 7). Найти способ, чтобы Церковь наша пришла в согласие не только с духовенством, находящимся в Одессе, что возможно, но и с Патриархом Тихоном, чтобы выразить им свою скорбь и соболезнование.

Правительственный вестник. Омск, 1919. N 194. 26 июля.

Е.Н. Трубецкой

Гонение на Церковь

Гонения, воздвигнутые большевиками против Церкви, ставят ее в положение исключительно тяжелое. Храмы закрываются, монашествующие изгоняются из монастырей, святители и священники терпят мучения. И в занятых врагами Церкви областях мученическая кончина ее подвижников представляет собой обычный и естественный исход борьбы за поруганную святыню. Ходят тревожные слухи об аресте Патриарха и об угрожающей ему опасности. Как бы ни было велико его самоотвержение, – те силы, коими он располагает для борьбы, парализованы всевозможными действительными мерами, благодаря которым даже голос его с трудом доходит до паствы.

В такие дни инициатива борьбы за Православие естественно выпадает на долю тех церквей Юга России, которые благодаря подвигу Добровольческой армии, пользуются свободой и безопасностью. Отсюда должен раздаться призыв, который объединит весь Православный Восток в Святом деле защиты Православия.

Наши единоверцы, греки уже опередили нас в этом деле. В Греции, по свидетельству прибывающих оттуда в Одессу войск, уже идет по Церквам усиленная пропаганды помощи Православной России, вызванная известиями об ужасах происходящих у нас на Севере гонений. Эта пропаганда несомненно – одна из причин усиленного движения греческих десантов на Юге России. Она же – источник воодушевления православного греческого воинства.

Последуем же благому примеру наших учителей в вере. Наша задача поднять здесь на Юге России то знамя борьбы за Православие, вокруг которого должны объединиться в первую голову верующие, русские люди, а вслед за ними и единоверные нам балканские народы. Не одни греки взволнованы происходящими у нас событиями. Все приезжающие с Ближнего Востока свидетельствуют о возрастающем движении сочувствия к нам среди балканских славян, сербов и болгар. Если мы хотим чтобы это сочувствие перешло в деятельную помощь, мы должны прежде всего помочь себе сами и объединиться в мощную организацию – православную и вместе народно-русскую. Всякий шаг, который будет сделан здесь в этом направлении, встретит мощный сочувственный отклик на Севере России: там – в областях, занятых большевиками, – православное религиозное движение одно заключает в себе начало духовного возрождения русского народа и выражает собой пробуждение его самосознания. Там вокруг церковного стяга собираются не только все верующие, но и большинство патриотически настроенных русских людей.

Опасность угрожает не одному Православию. Масонско-большевистское движение направлено против самых религиозных основ общественной и государственной жизни, в особенности же против христианства, как такового. Поэтому задача естественно расширяется. Не одни православные – весь христианский мир должен объединиться в борьбе против общего врага. Общая опасность заставила почувствовать потребность сближения и объединения между христианами различных исповеданий. Уже архиепископ Кентерберийский в Англии установил моление о гонимой Русской Церкви. Начатое им дело должно быть продолжено. Мы, православные, должны выступить с обращением ко всем христианским исповеданиям.

Русское дело. Омск, 1919. N 3. 8 октября.

Из проповеди протоиерея о. Иоанна Лелюхина в страстную субботу 19 апреля 1919 года в Архангельском кафедральном соборе

«Догорают свечи страстные… Догорает день субботы пасхальной в священном Иерусалиме, – близится великий час воскресения Спасителя мира!.. Но Голгофу люди часто еще переживают и после страданий тяжелых ждут с верою твердой воскресения себе. Переживает Голгофу кровавую в последние годы ужасные и наш русский народ… И никогда еще человечество не видело открыто такого безобразного и кощунственного образа «исступленного зверя, выходящего из бездны», какой явила миру Россия. Перед погубленной Отчизной, перед ее Священной Плащаницей стоит теперь в смущении этот зверь, с ужасом смотрит по сторонам… Плащаница Священной Родины уже заставила содрогнуться душу народную… и в сердце смутно, но властно являются звуки покаянной молитвы… и стоит сейчас всюду по нашей земле православный народ перед Святыми Плащаницами в храмах и плачет, и молвит: «Воскресни, Боже, суди земли, яко царствуеши во веки!»… Помолимся, братие, и мы перед этой Святой Плащаницей: «Произнеси, Боже, суд над нашей Отчизной, и пусть воскреснет после этого суда Великая Россия».

ГА РФ. Ф. 5867. Оп.1. Д. 16. Л. 54.
http://rusk.ru/st.php?idar=424605
Tags: Белое движение, история, новое осмысление, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments