d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Category:

Свирская обитель ч.1

Наталья Масленникова

Доклад на 35-ых Сергиевских чтениях …

Похваляемымъ Праведнымъ, возвеселятся людiе
Притч. 29.2


Александро-Свирский монастырьЧудесная Свирская обитель покоится на берегах Рощинского озера, что в шести верстах от реки Свирь, несущей свои холодные воды из Онеги в Ладогу.

Если обойти озеро и обратить взоры на монастырь, в рощинском зеркале враз покажется чудесное отражение всей Обонежской лавры, как некогда именовали великую северную святыню, ведь подчинялось ей 27 монастырей и пустыней. Не колышется, не рябит водная гладь, лишь глядятся в нее Преображенский и Троицкий соборы да прелестная церквушка преп. Иоанна Дамаскина, шатры Троицкой звонницы да монастырская колокольня... Диво-дивное, красота, тишина, дух преподобного Александра дышит в здешних святых пределах, сосны и ели хранят их, а на другом берегу - воздвигающийся Предтеченский скит. Монастырь начал возрождаться в июле 1997 г., а в нынешнем году торжественно отмечали его 500-летие.
 

На Московском соборе 1547 г. двенадцати святым, среди которых назван и Александр Свирский, было положено "петь и праздновать повсюду". Заметим, что канонизация святого совершалась спустя всего лишь 14 лет после его праведной кончины. Святитель Макарий высоко поставил его подвиг, сравнив Александра с преподобным Сергием. В Успенском соборе Московского Кремля и теперь хранится чудотворный образ преподобного Александра Свирского с житием и чудесами. Написана сия икона была в знаменитой Макарьевской мастерской между 1547 и 1554 гг. Это приношение почитанию святого царем Иоанном Васильевичем Грозным и московским митрополитом Макарием. Предание говорит о том, что, когда икона св. Александра была внесена в Успенский собор, от нее тотчас начало исходить благодатное свечение; многочисленными чудесами и исцелениями прославилась сия святыня. И была она весьма и весьма богато украшена, и убор ее весь составлен был от щедрых подношений утешившихся.
В храме Покрова, что на рву, а попросту в соборе Василия Блаженного, который, кстати сказать, освящал владыка Макарий, рядом с приделом Пресвятой Троицы был устроен придел в честь преподобного Александра Свирского, в Казанском же соборе на Красной площади в старинном мощевике, вместе с частицами мощей святых апостолов, пребывала (после реставрации вновь водворена) и частица мощей преподобного. Так троекратно был прославлен преподобный Александр в самом сердце нашего отечества.
Свирская обитель начиналась, наверное, так же, как и многие русские монастыри. В житии святого, написанном "во обители его в лето 7053, по преставленiи же во 12-е лето Иродiономъ ученикомъ его, иже последи бысть игуменомъ тояже честныя обители" [1], читаем, что подвизаясь в Валаамском монастыре, Александр, стоя ночью на молитве, "обращался к Пресвятой Богородице с такими словами: "О, преблагословенная Дeво Владычице мiра. Мати Христа Бога нашего! Ты вeси, яко всю мою надежду по Бозe возложихъ на Тя: настави мя, въ немже возмогу спастися, имиже вeси судьбами". - И после многократного повторения сей молитвы, тотчас слышит голос говорящий ему: - "Александре, изыди отсюду, и иди на преждепоказанное ти мeсто, въ немъ-же возможеши спастися". - С голосом же тем и свет великий явился. Преподобный открыв окно келлии своей, увидел великий свет, сиявший на восток и на полдень, и голосом, как-бы пальцем, указывалось то место, где теперь, по благодати Божией, монастырь стоит" (30).
Дело в том, что еще юношей, прослышал он о Преображенской обители, что на диком острове Валаам, и распалился желанием идти туда. Между тем, родители Амоса (мирское имя будущего святого) намеревались связать его брачными узами. Встреча с иноками валаамскими решила его судьбу. Один из старцев, прозревший душевную чистоту юноши, утешил его и сказал: "Естественна любовь родителей... но и сию любовь повелевает победить Владыка наш, чтобы взять на рамена крест свой и за Ним последовать тесным путем... вижу всю глубину любви Божией, проникшей в душу твою... Сам я укажу тебе путь в нашу обитель, ты же возвратись в дом свой, ибо нам не повелено от Игумена отнимать чад от родителей; Господь управит стези твои" [2]. Старец вошел в дом родителей Амоса, долго беседовал с ними и предсказал, что сын их будет служителем Святой Троицы. И вот немного временя спустя, отпросился Амос в соседнюю деревню и не вернулся в дом родителей, и в слезной молитве просил он у Бога прощения за бегство свое, и говорил: "Господи, Боже мой, Ты реклъ еси Аврааму рабу Твоему; изыди отъ земли своя и отъ рожденiя своего, и иди въ землю, юже Азъ тебe покажу. - Ты убо нынe покажи и мнe путь, в оньже пойду и обрящу спасенie; се бо оставихъ родителей моихъ имени Твоего ради, и не затвори отъ мене дверей Царствiя Твоего" (18). И пошел он путем своим, переправился через реку Свирь, и уже с наступлением ночи вышел на берег красивого озера, окруженного со всех сторон, как стеной, лесом; и став на молитву, просил у Господа направить его на путь спасения. Уже во сне услышал он голос: "О человeче! аможе желаеши доити во обитель Всемилостиваго Спаса на Валаамъ, добрeти путь строится: иди с миромъ, и тамъ поработаеши Господеви время довольно, и имаши на семъ мeстe быти, и обитель сотворити, и мнози спасени тобою будутъ" (19). И великий свет осиял его. Так и пошел Амос на Валаам, там подвизался, там принял постриг с именем Александра, и вот настал час, когда Матерь Божия призвала его на уготованное ему Господом поприще.
Получив благословение игумена Валаамского и крепко помолившись, преподобный "с наступлением ночи, вставши вышел из монастыря, ничего не имея, кроме одежды, которую носил на себе и с Божией помощью пришел на преждеуказанное ему место, в 6993 (1485) году. Очень понравилось ему тое место. - Сотворив молитву он говорил: "Се покой мой въ вeкъ вeка, зде вселюся, яко Господь изволи его"" (31). Здесь Александр и построил себе небольшую хижину.
Однажды Александру был голос с неба, говоривший: "Александре! понеже заповеди Моя отъ юности сохранилъ еси, тесный и прискорбный путь усердно протеклъ еси, сего ради уготовахъ ти множество людей безчисленно, якоже прежде рекохъ ти; ты же убо сихъ не отрини, но простертыма рукама прiими, и наставникъ буди им ко спасенiю" (32).
И постепенно стали собираться в пустыньку к Александру насельники. Первым пришел брат его Иоанн; "в надежде воскресения и восприятия будущих благ, они лишали себя земных удовольствий; представляя себе примером добродетельныя жития многих древних святых, старались подражать им, поднимаясь на высоту добродетелей, как бы по некоторой удобовосходимой лестнице. Затем начали строить келлии для желающих жить с ними, так как многие, подражая их равноангельскому житию, оставляя суетный мир, приходили к ним" (37-38). Не без искушений протекала жизнь подвижников. Так, брат преподобного Иоанн (будучи старшим по рождению), заботившийся о безмолвии, укорял Александра за "увеличение жилья" и как-то сказал ему: "престани величатися, расширяя себе" (38). Со смирением преподобный воспринял слова брата и всю ночь провел в слезной молитве ко Господу. Вскоре скончался Иоанн, и Александр с кротостью продолжал свое пустынножительство, искореняя в себе все скверные помыслы. Все приходившие внимали его наставлениям, по мере сил своих труждаясь на благо нарождающейся обители. "Число братии умножалось,- говорит автор жития, - жили все отдельно - по одному, в безмолвии, подражая своему доброму Пастырю и Учителю" (40). Исихия, умное делание, сердечная молитва составляли основу жизни тихих пустынников. И этот общий могучий духовный подъем, о котором сегодня можно только мечтать, двигал их бытие.
Простота в общении, трудолюбие, столь свойственные русским святым, отличали и преподобного Александра. "Жизнию своею являлся он как ангел во плоти, так как ежедневно находился в монастырских трудах, делая своими руками..." (56).
Преподобный Александр не гнушался никакой работы - сам рубил деревья, пахал землю и от трудов своих кормил нищих и странников, подавая всякому просящему, строго следуя евангельской заповеди: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5, 42). Нищелюбию и милосердию, человеколюбию и милостыни учит нас Евангелие, но всегда ли мы помним об этом. Увы, всего чаще в нашей суетной жизни мы проходим мимо настоящей нужды, умножая грехи свои, понуждая тем самым к греху ближнего. Не так, не так было прежде. Отвернуться от нищего странника - таковое почиталось за великий грех преред Богом. И то не было неким умозрительным правилом, но образом жизни, воздухом, которым дышали. Преподобный всегда имел большое попечение о пастве своей, данной ему Богом. Много поклонников приходило в Свирскую обитель к славному игумену - иные за наставлением и исповеданием грехов своих, иные за молитвою, иные же за исцелением и утешением в печали. И всем подавал благодатную помощь св. Александр.
Прослышавший о высокой жизни свирского пустынника некто, инок Никифор, пришел к Александру за благословением. Инок этот был человеком благочестивым и прозорливым, он и предсказал преподобному, что Господь обустроит здесь славную обитель с церквами каменными.
Много искушений было подвижнику Христову. "Бесы, видя себя стесненными от преподобного и ожидая от него скорого изгнания, вначале покушались устрашить его, принимая на себя вид иногда зверя, а иногда змия, со свистом и зверским свирепством бросаясь на него, и другим образом старались досадить ему, о чем нет возможности рассказать подробно" (42), - говорит списатель жития Иродион. С твердым адамантом (алмазом) сравнивает он Александра. Сей старинный символ твердости и неколебимости часто встречается в нашей духовной книжности, и говорит он о нерушимой стене духа человеческого, просвещенного Духом Божиим. Не однажды попалял преподобный нечистого пламенем своей молитвы.
Однажды ангел Господень принес Александру благословение свыше построить церковь во имя Пресвятой Троицы. А далее житие рассказывает о чудесном явлении трех ангелов преподобному (1507). "И вот видит он трех мужей, вошедших к нему, одетых в весьма светлые - белые одежды; видом они были благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца, невыразимо славным небесным светом, и каждый из них имел в руке своей посох" (46).
Сие описание немедленно вызывает в памяти "Троицу" преп. Андрея (Рублева), изобразившему великое и таинственное событие человеческой истории - явление благочестивому праотцу Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского. Сама Пресвятая Троица посетила праведника. Теперь же, спустя не одно тысячелетие, в пределах земли Новгородской вновь Троица является уже русскому святому. Только двум человекам на земле являлся Бог в трех лицах - поразительный знак, указующий направление священной истории рода людского.
Святая Русь - это не "мифологема", как теперь разносят говоруны-пачкуны от науки, нет! Это наша, русская реальность, если угодно, духовная реальность. Это понятие, как и "Москва - третий Рим", как "Новый Иерусалим" и "Русская Палестина" патриарха Никона, есть вертикаль нашего национального самосознания; и этот акт народного прозрения отражен в нашем "великом и могучем", как и само русское племя, языке русском. Мы говорим: "В наших палестинах" (т.е. у нас на родине), мы говорим: "Велика святорусская земля, а везде солнышко" или "Русь святая, православная, богатырская мать, святорусская земля". Гордостью за святорусскую землю рождено и такое значение слова "Русь", как "мир, белый свет", теперь, по понятным причинам, почти вышедшее из употребления. Мы говорим: "Два убо Рима падоша, а третiй стоитъ, а четвертому не быти", глубоко понимая свою крестную ношу, ибо мы говорим: "Жить - Богу служить"!
Господь ведет каждого человека по жизни, но только святых приводит Он к высоте созерцания, только "избранных" Своих приближает к великой тайне Откровения. Только они внимают "Божественному глаголу", который невозбранно достигает их. Внимал гласу Божию всю свою жизнь и преподобный Александр Свирский. И великой наградой за смирение стало посещение святого Пресвятой Троицей.
Он вострепетал весь, в страхе и ужасе, упав на колена, но сказали светлые мужи: "Не бойся, мужу, желанiя, яко благоволи Дух Святый жити в тебe чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголахъ ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братiю собереши и обитель устроиши, яко благоволихъ тобою многи дущи спасти и въ разумъ истины привести. <...> Возлюбленне, якоже видиши в трiехъ лицахъ глаголюща съ тобою, сожиди Церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. <...> Азъ же ти миръ Мой оставляю, и миръ Мой подамъ ти" (48, 50). И вновь, после этой чудесной встречи, явился преподобному ангел Господень и указал ему место строительства церкви во имя Пресвятой Троицы. И срубили братия деревянный храм, а позже Александр принял священнический сан, и затем стал игуменом Свирской обители.
"Устав же у него для братии был такой, - пишет автор жития. - Ночью, до начала утрени, каждый должен был вымолоть свою часть жита, а потом идти к утрени, после которой каждый шел на данное ему послушание; к слушанию часов и Божественной литургии опять все собирались в церковь, а затем шли на работы. И так, ежедневно трудясь, пребывали в любви и в страхе Божием, подражая во всем духовному Пастырю своему и Учителю" (58). Как видно, устав обители отличался большой строгостью, которая была хорошо известна и за пределами Новгородского края. И Иоанн Грозный позднее указывал опальным боярам на Александро-Свирский монастырь как на образец благочестивой и строгой жизни.
Постепенно монастырь нарастал, и решено было воздвигнуть вместо деревянной каменную церковь Живоначальной Троицы. Близ обители была найдена глина, необходимая для изготовления кирпича, который преподобный с братией делали сами. Великий князь Василий Иоаннович по просьбе игумена прислал искусных мастеров для постройки храма. И вскоре был возведен просторный Троицкий собор, а по четырем сторонам Александр повелел устроить келии. А за несколько лет до кончины он решил построить еще одну церковь в обители - Покрова Божией Матери с братской при ней трапезной. С умилением молился о том преподобный, и однажды ночью ему явилась Сама Царица Небесная с младенцем Христом в руках с сонмом ангелов, и стала она над основанием церкви Честнаго Ее Покрова. В Москву опять были посланы ученики преподобного за помощью, и опять Великий князь Василий Иоаннович отправил в монастырь и "каменьщики" и "дозирателя къ дeлу церкове". Итак, к концу XVI века оба каменных храма, окруженные деревянными кельями, ограда с надвратной церковью св. Николая и составили ансамбль Троицкого монастыря. Келья же преподобного находилась поодаль в "отходной пустыни" на самом берегу Рощинского озера. Близ были построены две небольшие деревянные церкви: одна Преображенская, другая Никольская. В "отходной пустыни" располагалось и братское кладбище - там-то позднее и вырос Преображенский монастырь. Необычайна обитель Свирская этим двуединством - она, по сути, составлена из двух монастырей, отстоящих друг от друга на расстоянии чуть менее чем полверсты.
Преобильною благодатию Божией награжден был преподобный Александр. Житие рассказывает как некий купец Даниил, духовный сын преподобного впал в тяжкую болезнь, исцеление его было чудесным: он видел, что уже несли его ангелы и вдруг услышал голос, повелевший им вернуть душу Даниила вспять. И тогда-то он, грешный, попросил ангелов показать ему, по какому чину от Бога устроен Александр Свирский и где уготовано ему вечное жилище. И принесли они Даниила в место благодатное и прекрасное. И вот рассказ его: "...увидел я чудесный город, устроенный из чистого золота и драгоценных камней, а в нем крылатые мужи со страхом воспевали приятные песнопения и было там весьма радостно и весело. И ввели меня ангелы в ту великую радость и в пресветлый город, где, посредине города, увидел я Преподобного отца нашего и Учителя Александра, седящего на престоле в великой славе; на голове его был золотой венец, украшенный драгоценными камнями и различными цветами, лицо его сияло как солнце; одеяние же на нем было белое, как свет; кругом его, подобно щебечущим говоруньям-ласточкам, - весело ликовали ученики его..." (76).
Много житие повествует о чудесах, исцелениях, прозорливых предсказаниях преподобного Александра, бывших и при земной жизни его и после его праведной кончины. Духом Святым проразумел преподобный отшествие свое в мир иной и заповедовал братии: "... во Православiи пребывайте, и чистоту душевную и телесную храните, отъ злыхъ же и скверных похотей удаляйтеся, пищу и питiе имeйте равно и не мятежно; наипаче же смиреномудрiемъ украшайтеся, супретивсловiя же лишайтеся; странныя упокоевайте, нищiя милуйте, и не во чтоже имeйте житiе свeта сего, и честь и славу: но вмeсто сихъ упованiе имeйте, вeчныхъ благихъ наслажденiе воспрiяти. <...> и Господь, Бог мой, благоволивый мнe на мeстe семъ Обитель сiю построити, да будетъ съ вами во вeки, и возниспослетъ на вы свыше благословенiе свое и умножитъ множае зeло и распространитъ Обитель сiю" (91-92).
Согласно завещанию преподобного Александра ученики погребли его возле церкви Преображения в отходной пустыни, недалеко от Троицкой обители, где было братское кладбище.
В "Сказании о обретении мощей Преподобного Отца нашего Александра Игумена Свирскаго Чудотворца" рассказывается, что в царствование Михаила Феодоровича настоятелю Свирской обители игумену Авраамию пришла мысль построить каменную церковь вместо деревянной над гробом преподобного. Царь пожертвовал деньги на ее сооружение, и началось возведение храма. Тогда-то и были обретены мощи преподобного. Земля над гробом его стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Игумен открыл крышку гроба, и оттуда тотчас разлилось чудное благоухание, и все увидели тело св. Александра, целое и невредимое, в мантии и схиме. Мощи переложили в новый гроб и перенесли в церковь святителя Николая в отходной пустыни. И много было от них исцелений и чудес. А от времени кончины преподобного и до обретения мощей его прошло 107 лет и семь с половиною месяцев. При освидетельствовании мощей в присутствии митрополита Новгородского Афония с сонмом духовенства все увидели о. Александра не как почивающего многие годы, но как новоположенного. Взята тогда же была и частица мощей на благословению царю Михаилу Феодоровичу. "В 7152 году (1644 г. от Р. Х.) повелел (он) устроить серебряную вызолоченную раку, и послал ее в обитель Живоначальной Троицы к Преподобному Отцу Александру Чудотворцу со стольником своим Князем Петром Волконским.
Митрополиту же Афонию повелел с духовенством Софийского Собора в обители Живоначальной Троицы освятить храм Благолепного Преображения Христова, и в тот храм перенести мощи Преподобного и переложить в устроенную им раку.
Через несколько времени Благочестивая Царица Евдокия прислала покров на многочудесные мощи Преподобного Александра, вышитый собственными ее руками и благородных детей ее. На нем вышит образ Святой Живоначальной Троицы и Преподобного Отца Александра и украшен он золотом, серебром и бисером с драгоценными камнями, который можно видеть и теперь благодатию Христовой" (138).
Tags: большевики, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments