d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Category:

Священномученик Иувеналий, архиепископ Рязанский и Шацкий (Масловский) ч.2

http://d-v-sokolov.livejournal.com/131441.html - ч.1
Уже в Рязани с матушкой Анной поделилась матушка Екатерина. проживавшая у Владыки: «Приехал к Владыке отец Филарет из Срезнево. Владыка вышел в коридор встретить его, и оба упали друг другу в ноги, и ни один, ни другой не встает первым». Тогда матушка Екатерина, на глазах которой это происходило, произнесла: «Владыка, пожалей старца». И Владыка встал первым.

А в какой-то небольшой праздник или памятный день, когда Владыка служил в соборе, вошла матушка Анна в алтарь. Владыка стоял на Горнем месте. Запели «Трисвятое», и вдруг матушка видит необычный свет, который, осиял Горнее место, и Владыку, который стоял в лучах этого света. Видение так же внезапно кончилось. В конце службы Владыка сам давал крест. Когда матушка подошла ко кресту, Владыка ей сказал: «Матушка, умолчи!» Поведала она об этом лишь незадолго до своей кончины в 1982-м году.

Ко дню Святой Пасхи 1932 года архиепископ Иувеналий был награжден правом ношения креста на клобуке.

В 1934 году в Борисо-Глебском соборе был отслужен молебен по случаю двадцатилетнего служения Владыки в архиерейском сане. Когда он входил в храм, под ноги ему бросали цветы.

Владыка Иувеналий принимал к себе в епархию возвращавшихся из ссылок священников, давал им приходы, по возможности помогал материально, говоря, что «люди эти заслуживают поощрения, потому что безропотно страдают за гонение на Церковь». Одновременно с этим обращавшимся к нему священникам Владыка давал указания о том, чтобы «они, как сельские батюшки, все приказы власти переносили терпеливо, жили в христианской дружбе с народом, хранили веру Православную и Церковь». Следуя благословению архипастыря, наиболее образованные священники целью своих проповедей ставили укрепление веры и нравственности верующих, охраняя наиболее слабых из них от воздействия научного неверия, видя прообраз идеальной общины в древней христианской Церкви, где, по словам святых апостолов, «у множества верующих было одно сердце и одна душа».

В июле 1935 года арестовали келейника Владыки игумена Евгения (Анохина). Старец очень скорбел.

22 января 1936 года арестовали и самого Владыку. Его приезда ждали в Скорбященской церкви, а когда сообщили об аресте, такая скорбь охватила прихожан, что зарыдал весь храм.

Архиерея содержали под стражей в Таганской тюрьме. По постановлению Особого Совещания при НКВД СССР, 4 апреля 1936 года «Масловский Евгений Александревич за участие в контрреволюционной группе заключен в исправительно - трудовой лагерь сроком на 5 лет для отбытия наказания отправлен в Сиблаг (г.Мариинск Кемеровской области)

Свой крест Владыка принял с благодарностью, во спасение души.

Долго от Владыки не было вестей, а когда узнали адрес, переписку с ним стала вести учительница-пенсионерка, бесплатный секретарь-делопроизводитель архиерея, Анна Константиновна Арнольди. Она же собирала ему посылки, часто писала ободряющие письма.

«...Подъезжаем к Новосибирску, - сообщал Владыка Иувеналий в первой открытке с дороги, - завтра будем в Мариинске. Настроение у нас бодрое, веселое, радостное...»

Так началась у Владыки Иувеналия, кандидата богословия, другая «служба» - сторожем в зернохранилище, счетоводом на ферме.

«Вспоминаю незабываемую Рязань, живу воспоминаниями всего прекрасного, высокого, красивого в лучшем понимании этих слов».

«Меня неожиданно перебросили на центральную усадьбу, - сообщает Владыка. - Последнее время в конторе мне было трудновато, так как работали мы целый день с 9 часов утра до 12-1 ночи, а иногда и до 2-3 ночи с часовыми перерывами на обед и ужин. А здесь мы выходим на работу в 7 часов утра и работаем до 7 вечера...»

С терпением и смирением переносил Владыка испытания, никогда не пребывая в праздности и унынии.

«...Меня как старца определили дневальным в наше помещение. Теперь я подметаю, каждый день мою полы, караулю вещи своих собратьев, Слава Богу за все. Временами я думаю, не на даче ли я?»

По старости Владыку Иувеналия освободили от работ и назначили заведующим кладовой инструментов. В письме он об этом писал так: «От работ я освобожден, но живу по-прежнему в том же бараке. Выхожу по пропуску. Это милость Божия, явленная мне в день памяти (Ангела) моего приснопамятного батюшки старца отца Гавриила, его святыми молитвами».

«В селе Чистюнька есть хорошая церковь. Есть в ней и служба Божия, но посещать ее нам не велят: не можем мы одни выходить из барака...»

Летом Владыку Иувеналия перевели в Томскую исправительно-трудовую колонию № 1.

22 августа 1937 года в Рязань из Томска пришла последняя открытка от архипастыря.

«Дорогая Анна Константиновна! Мне здесь хорошо, и люди меня окружают хорошие. Хотя погода стоит хорошая, но приближение осени чувствуется…»

На этом переписка обрывается. Уже в 1948 году Анна Константиновна Арнольди направляет Сталину прошение о помиловании архиепископа Иувеналия.

Просьба о возвращении Владыке доброго имени осталась без ответа. Да не могла Анна Константиновна знать, что 2 сентября 1937 года Владыка Иувиналий, находясь в Томской исправительно-трудовой колонии, вновь был обвинен как «участник контрреволюционной группы» и 13 октября «тройкой» УНКВД по Новосибирской области приговорен к расстрелу. В ночь с 24 на 2 октября 1937 года архиепископа Иувеналия не стало.

Место его захоронения неизвестно.

«Неужели я не описывал вам своего знаменательного сна - спрашивал Владыка в письме, датированном 1937 годом. - Представилось мне, что я будто бы нахожусь в Москве на заседании какого-то съезда в Кремле среди его членов, и вот председатель этого съезда, известное всем лицо, обратившись в мою сторону очень вежливо приглашает меня в президиум. И я поднимаюсь на возвышение и сажусь за стол, по указанию его, по правую руку рядом с ним. Начинается заседание, и я чувствую, что я не гость, а председатель от духовенства.

И вижу я второй сон. Я вхожу в довольно просторную комнату под свежими впечатлениями только что бывшего заседания. В комнате, помещаются батюшки и монахи. И я им рассказываю, что удостоился быть на собрании как представитель духовенства, что это важно для нас, что это новое, светлое в наши жизни. Но братия недоверчиво ко мне относится - не верит счастью. А я говорю, что так будет».

...В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий 30-40 - начала 50-х годов» архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский) реабилитирован дважды - в Рязани(3 июля 1989 года) и в Томске.

А оставшиеся сейчас в живых 70-80-летние рязанцы продолжают называть себя «иувеналиевскими». Их, «иувеналиевских», становится нас меньше но каждый носит в душе образ святителя, посеявшего в них на всю жизнь семена добра и любви к Церкви и службе Божией.

В июне 1993 года архиепископ Иувеналий (Масловский) Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II причислен к Собору Рязанских святых. Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 14 августа 2002 г. священномученик Иувеналий причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.


У КРЕСТА
Слово назидания Высокопреосвященнейшего
ИУВЕНАЛИЯ, архиепископа Рязанского и Зарайского
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!


«Совершишася» - так, возлюбленные братья и сестры, благоизволил проглаголати Господь наш Иисус Христос, вися на древе крестном.

Это было последнее слово Господа, последнее из тех семи слов, которые Он благоволил произнести, вися на кресте, и после этого, как повествует св. евангелист Иоанн: «Господь преклонь главу, предаде дух».

Но что значит это божественное слово «совершишася»? Как нужно понимать это слово Божественного Страдальца на кресте? Означает ли оно конец жизни Спасителя, развязывая Его с землею? Означает ли оно конец Его ужасных страданий, которые Он перенес на кресте? Означает ли оно конец, окончание того злодеяния, того неслыханного дела, которое совершилось на Голгофе, именно богоубийства?

Нет, возлюбленные братья и сестры, было бы слишком слабо думать и влагать такой смысл в это божественное слово.

Это слово «совершишася» означает совершенно другое. Оно имеет глубокий смысл и значение для всех нас, за которых страдал и умер Господь Иисус Христос.

Что же совершилось на Голгофе? Совершилось великое дело, ради которого Господь наш Иисус Христос оставил небеса и сошел на землю. Совершилось дело нашего спасения через страдания и смерть Богочеловека. Совершилось примирение рода человеческого с Богом, через Богоумерщвление совершилось попрание диавола, уничтожение смерти.

Вот какое великое дело совершилось на земле и окончание которого вещал Господь, предавая Дух Свой Богу Отцу и произнося это божественное слово «совершишася».

Вот что совершилось... Совершилась наша вечная жизнь.

Что это именно так, доказывает вся та обстановка, при которой было сказано это слово Божественного Страдальца.

Когда Господь сказал «совершишася»? Тогда, когда предавал Дух Свой Богу Отцу... Тогда и солнце померкло, земля колебалась, камни расселись и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и завеса церковная раздралась надвое, сверху донизу... Вот какими потрясениями сопровождалось это божественное изречение «совершишася», изречение в великом деле, совершенном Господом нашим Иисусом Христом.

Померкло солнце, потому что не могло взирать на то нечестие и то беззаконие, которое совершилось на Голгофе,

Земля потряслась, потому что произошел тот перелом в мире со смертью Господа, Который принес нам вечное спасение.

Многие тела усопших святых восстали, потому что та жизнь вечная, которая истекла из ребра Спасителя, коснулась праведников и оживила их.

Завеса церковная раздралася надвое с верхнего края до нижнего. Это говорит о том, что средостения между небом и землей теперь не существует, что Господь Своими божественными объятиями любви прижимает весь мир, что весь мир теперь примирен с Богом, что не существует уже вражды между Богом и землей, что теперь люди сделались возлюбленными чадами Божиими, что теперь совершилось вечное спасение.

Вот о чем говорил Господь на кресте, когда изволил изрещи Свое божественное слово «совершишася».

Плоды смерти Господней на кресте вскоре же обнаружились в жизни всего мира.

Первые - Апостолы. Они восприяли эту благодатную жизнь, жизнь новую, дарованную Спасителем, и стали жить во Христе.

За ними - первые христиане, которые прониклись победой Христа над злом, прониклись спасением, Богом дарованным со креста роду человеческому. Вспомним их жизнь, она символ любви. У них была одна душа и одно сердце. Что это, как не плоды Его смерти за нас?

А дальше - св. Отцы и учители Церкви; они, будучи исполнены божественным учением Христа, - как нам нужно жить и спасаться - просветили весь мир этим учением.

Далее - эпоха мученичества. Это были люди, для которых не существовала смерть, а существовала только вечная жизнь, ради которой они так безбоязненно шли на страдания, как на брачный пир.

Посмотрим и на целый сонм отшельников и подвижников, ушедших от мира в пустыни, чтобы там действительно сделаться ангелами небесными, сделаться подобными Христу, обожествить свою человеческую природу, жить вне этого мира иною жизнью, которою не могли жить люди после своего грехопадения.

Вспомним и всех тех подвижников разных положений, разного возраста и разного рода, которые, будучи воодушевлены учением Христа, жили совершенно иной жизнью, жили в Боге и с Богом. И все это бесчисленное множество подвижников от начала крестной смерти Господа и до наших дней является плодами того, что Господь даровал нам Своей крестной смертью.

Но, возлюбленные братья и сестры, как же мы относимся к этим плодам Господних страданий? Понимаем ли мы это слово «совершишася», сказанное Господом на кресте? Можем ли мы почувствовать это всей своей душой и всем своим существом?

Братья и сестры, можно быть на трапезе, можно сидеть за столом, уставленным множеством питательных яств, но можно совершенно не насытиться ими, если не вкусим их. Точно так же можно стоять у огромного источника воды и испытывать большую жажду, но в то же время остаться жаждущими, если не пожелаем утолить свою жажду. Так и в вечном спасении, которое сделано Господом на Голгофе. Вечное спасение не коснется нас, если мы его не восприимем. Мы можем остаться вне его, как остались у источника жаждущие, не захотевшие утолить свою жажду. Но мы можем также и воспринять его, как восприняли его все подвижники Божии, которые восчувствовали это вечное спасение, осязали эту великую истину и воплотили ее в своей жизни. Они вкусили этой трапезы, они возжаждали и приобщились этой вечной блаженной жизни...

Но вы меня спросите, как же нам восчувствовать это вечное спасение, как его воспринять, как претворить его делом, чтобы оно не только одной мечтой, а было именно той жизнью, какой нужно жить и какой достигалось бы вечное спасение.

А это достигается следующим образом. Нужно освободиться от греха, того самого греха, ради спасения от которого благоволил Господь наш Иисус Христос сойти с неба на землю.

Затем нужно выйти из тьмы к свету. Ведь всякий грех омрачает нас и, напротив, всякая добродетель просвещает нас, ибо заповеди Господни светлы и просвещают всех, и Господь пришел на землю для того, чтобы вывести нас из тьмы греха к вечному свету и блаженству.

И, наконец, братья и сестры, нужно освободиться от ига диавола, потому что всякий человек, который согрешает, становится сыном и рабом диавола, всецело покорятся ему, признает над собою его власть. И чем более человек грешит и укореняется во грехах своих, тем более трудной и тяжелой становится для него борьба со грехом и освобождение себя от этих уз греха и рабства диаволу.

А вспомним - ради чего пришел Господь на землю. Разве не для того, чтобы побороть эту власть диавола и разрушить иго его, чтобы мы имели возможность с мощью благодати Божией быть сынами Божиими?

Итак, если мы освободимся от этого ига вражия, оставим все и начнем работать Господу, исполнять Его повеления, то тогда мы станем возлюбленными чадами Божиими и сынами Царства Небесного. Тогда не будет никаких препон, и двери Царства Небесного будут отверсты нам, и мы войдем туда и будем пребывать там со всеми святыми. Еще здесь на земле будем чувствовать себя не узниками земли, а гражданами неба. Нужно освобождение от всякой скверны, от всяких уз, которые мешают идти к Богу.

Но, братья, этого недостаточно; нам нужно еще восчувствовать, что жизнь благодатная, вечная жизнь, она совершается в любви. Мы должны иметь эту божественную любовь, потому что Кто был Господь, пришедший на землю, как не любовь. Что лежало, в основе пришествия Господа на землю, как не эта божественная любовь ко всему роду человеческому. И, совершая дело божественной любви, совершая вечное спасение, этим самым Господь говорит нам, чтобы и мы восприняли в сердце свое божественную любовь - этот двигатель всех добродетелей, приближающий нас к Господу Богу и к вечной жизни.

Но эту божественную любовь мы можем только тогда почувствовать в своем сердце и можем только тогда воплотить ее в жизни своей, когда начнем исполнять заповеди Божии. Это вполне понятно. Если мы кого-нибудь любим, то мы стараемся исполнять все то, что он говорит, что он любит, стараемся даже воспринять его обычаи и привычки, даже в мелочах стараемся подражать ему. Точно так же и с любовию ко Господу. Если мы любим Господа, то мы должны воспринять все то, что Он говорил, к вечному спасению, а для достижения этого вечного спасения, для достижения блаженной жизни Он звал нас исполнять Его святой закон, Его святые заповеди.

Когда мы все это исполним, тогда мы действительно можем сказать, что мы приняли божественное слово «совершишася», изреченное Господом на кресте, и мы поняли его не только умом своим, но и сердцем и воплотили его в себе, стали жить этим словом, жить вечным спасением.

Это-то и подает нам всем Господь восчувствовать и не только восчувствовать не только понять, но и усвоить в своей жизни, чтобы наши слова не расходились делом. Раз мы верим в Господа, раз мы сознаем и чувствуем, что Господь совершил великое дело на Голгофе - принес Себя в жертву за спасение рода человеческого, пострадал за всех нас и дал возможность воспользоваться плодами Своих страданий - вечным спасением, то мы должны действенно жизнью своей показать эту нашу веру и добрыми делами, своими добродетелями и своими стремлениями ко всему доброму и святому, и подтвердить нашу веру, и претворить ее жизнь.

В чем да поможет нам всем Господь Своей всесильной благодатию и властию.

Тогда, братья и сестры, мы будем нелицемерно, с любовию и со слезами всегда говорить; «Покланяемся Страстям Твоим, Христе».

Аминь.
Воскресенье пятое Великого поста.
Пассия четвертая.

Тропарь, глас 5

Любимиче паствы Рязанский, юже от нечестия и безверия ограждая, пострадал еси даже до крове священномучениче Иувеналие, молися о нас Владыце Христу, да сохранит державу Российскую в мире и благоденствии и спасет души наша.

Кондак,глас 2

Родился еси во граде Ливны, обучение восприял еси во граде Казани, епископствовал еси в Кашире, Туле и Рязани, скончался еси мученически в Томске. Ныне жительствуеши во граде Небесном. Молися за ны, Святителю Иувеналие, да спасет Господь души наша.


Основание:

1. Архив УФСБ РФ по Рязанской области, архивно-следственное дело №9611.

2. Архив УФСБ РФ по Томской области, архивно-следственное дело №П-10178.

3. Веселкина Т.Ю. Архиепископ Ювеналий. Журнал Московской Патриархии. № 7, 1991. С. 16-19.

4. Симеон, архимандрит. «Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо Елеазаровой пустыни. (Краткое жизнеописание)». Псков, 1916г.
http://www.ryazeparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=248:2010-01-08-11-11-44&catid=26:2009-12-24-10-06-34&Itemid=15


Tags: политические репрессии, православие, сталинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments