d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Category:

Слухи и толки времен коллективизации

Бессонов Игорь Александрович

Аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Слухи и толки традиционно рассматривались как одна из форм бытования фольклорных текстов. В частности, К.В. Чистов выделяет три формы бытования несказочной прозы: «слухи и толки», «меморат» и «фабулат» [Чистов]. Мы попытаемся осветить слухи и толки, распространявшиеся в советской деревне в начале 1930-х гг., порожденные коллективизацией и раскулачиванием. Большинство используемых материалов представляет собой документы опубликованных архивов, сохранивших сообщения органов
власти и государственной безопасности о настроениях среди крестьян.
Целый ряд слухов имел эсхатологический характер. Так, насаждение колхозов в сочетании с закрытием церквей рассматривалось крестьянством как наступление «последних времен», царства антихриста: Что же вы идете в колхоз, это же грешно, ведь вы этим подписываетесь под лист антихриста, бегите от колхозов, спасайте свою душу [Советская деревня III-1: 97]. Повсеместно циркулировали слухи о том, что колхозников клеймят «печатью антихриста»: Ссыльнопоселенцы, живущие в д. Чувашеевой Чердынского района наводят панику: «Вы, мол, в колхозы не вступайте, а то будет плохо. У нас на Кубани всем колхозникам ставят клеймо и вырезают буквы» [Трагедия
II: 588]; Вас заставят работать в воскресенье, если вы пойдете в колхоз, вам приложат ко лбу и на руках печать антихриста. Сейчас уже началось царство Антихриста, и вступать в колхоз большой грех, об этом написано в Библии
[Советская деревня III-1:96]. Подобные слухи архивные документы фиксируют в большом количестве, часто отмечая социальную или конфессиональную принадлежность их распространителей. Зачастую это люди, связанные с церковью, а также старообрядцы и сектанты, особенно часто – женщины.
Другой популярный мотив, иногда приобретающий эсхатологические коннота-
ции, – слухи о будущей войне. Для раскулаченных крестьян нередко единственной надеждой была интервенция иностранных держав или возвращение «кадетов»: все это строительство только до весны, а там Милюков и Керенский покажут коллективизацию [Советская деревня III-1: 285]. Нередко в слухах фигурировал Китай, что наводит на мысль о возможной связи этих слухов с традиционными эсхатологическими предсказаниями о китайском нашествии.
Еще один слух, широко отразившийся в архивных документах – «Варфоломеев-
ская ночь», кода коммунисты будут резать всех противников коллективизации или, по другой версии, противники коллективизации или интервенты будут резать коммунистов и колхозников: …распускаются слухи, что скоро будет объявлена темная ночь и коммунисты будут резать лишенцев и их детей [Советская деревня III-1: 207]; всем колхозникам будет Варфоломеевская ночь, как в Париже, заграница идет на нас, это надо иметь в виду [Там же: 86].
В слухах 1930-х гг. также постоянно муссируется тема продажи крестьян в рабство за границу (т. к. сами колхозы воспринимались как новая форма рабства, крепостного права): В Богдашкинском районе Ульяновского окр., кулачеством пущен слух, что скоро девушек будут отправлять в Китай [Трагедия II: 207]; В Старобельском округе кулаки упорно распространяли слухи о том…, что Америка предложила Советскому Союзу продать всех кулаков, лишенных права голоса, и что по этой причине теперь высылают
кулаков в Сибирь, откуда их удобней переправлять в Америку [Трагедия, т. 1: 341]. Подобные слухи во многом были отражением утилитарного отношения властей к деревне и крестьянству как к объекту сверхэксплуатации, поставщику ресурсов для развития промышленности. Отношение к деревне как к «внутренней колонии» порождало самые жуткие слухи: стариков будут перегонять на мыло, а волосы, вместо шерсти, менять в Америке на трактора [Демьянов: 25]; в колхозах человечиной кормят [Гущин, Ильиных:191]. С другой стороны, такого рода тексты в известной мере представляют собой зачатки «городской легенды», рассказа, ставящего целью вызвать у слушателя изумление и ужас: ср. дальнейшее развитие мотивов людоедства, изъятия органов для трансплантации, переработки стариков «на колбасу» и т. д.
Наконец, весьма распространенным слухом был тот, что колхоз на самом деле
является коммуной с обобществлением жен и детей: Величайший удар и развал колхозного строя по всему Советскому Союзу произвели женщины полной прицепкой к церкви и попам. Женщинам внушают: «Весь хлеб от вас насильно забрали, и вы ослабли экономично, вас насильно загонят в колхозы, а потом загонят в коммуны, где начнется постыдная половая, развратная жизнь». Разные агитации, что под общим одеялом будут спать [Трагедия II: 113]; скоро начнут отнимать у родителей детей, которых будут отдавать воспитывать в коммуны [Советская деревня III-1: 141]. Подобные слухи яви-
лись как отражением традиционной антикоммунистической пропаганды, так и следствием либеральной политики советской власти в области межполовых отношений.
Итак, мы видим, что слухи, распространявшиеся в 1930-е гг.в советской деревне, с одной стороны, обусловлены конкретно-исторической ситуацией, а с другой – отражают многие традиционные народные представления и вбирают в себя традиционные фольклорные мотивы. Рассмотрение материалов такого рода представляет большой интерес для изучения истории фольклора и выяснения механизмов осмысления конкретноисторической ситуации носителями традиционной культуры.

Литература

Гущин Н.Я., Ильиных В.А. Классовая борьба в сибирской деревне: 1920-е – середина
1930-х годов. Новосибирск, 1987.
Демьянов А.И. Истинно православное христианство: Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977.
Советская деревня глазами ВЧК – ОГПУ – НКВД: Документы и материалы: В 4 т.
М., 2003.
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы: В 5 т. М., 1999–2006.
Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. М., 1967.
http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/folk/bessonov.pdf
Tags: коллективизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment