d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Category:

Тимур Кальченко.Земли Тамбовския похвало... ч.3

http://d-v-sokolov.livejournal.com/100562.html - ч.1
http://d-v-sokolov.livejournal.com/100666.html - ч.2

В период гонений протоиерей Михаил Алабовский еще некоторое время служил в Киеве, будучи до 22 декабря 1935 г. настоятелем Крестовоздвиженской церкви Александровской слободки на Чоколовке. Он поддерживал тесную связь со схиархиепископом Антонием (Абашидзе) и епископом Иоасафом (Жеваховым). Интересно, что проживая по ул. Центральной д. 11 на Чоколовке, о. Михаил оказался соседом "митрополита" Василия Липковского, которого знал по совместной деятельности на духовной ниве в дореволюционном Киеве. Именно М.П.Алабовскому поручила свое отпевание умиравшая супруга Липковского, усомнившаяся в последний момент в наличии духовного сана у мужа.

С 1936 г. о. Михаил ездил в дачный поселок Ирпень обслуживать нужды верующих в еще открытой Троицкой церкви. Добираться в Ирпень ему было удобно, поскольку жил он в Александровской слободке, что около железнодорожной ветки. Еще остался свидетель последних месяцев жизни о. Михаила, который до сих пор хранит в сердце заветные мгновения, пережитые во время его служб в Ирпеньском Троицком храме, а вот сам причт, да и современные прихожане совсем не интересуются историей церкви...

19.10.1937 г. протоиерей Михаил Алабовский был арестован сотрудниками Управления НКВД УССР по Киевской области. Ордер был выписан 26.11.1937 г., тоже число фигурирует и в протоколе обыска. Протоколы допроса свидетелей, видимо заранее написанные следователем, парадоксальны по своему содержанию. Только свидетель Синицкий А.П. в некоторой степени оригинален в показаниях: "...Под видом молитвы Алабовский собирает крестьян, ведет активную контрреволюционную работу по выборам в советы... Алабовский неоднократно оскорбительно выражался по адресу партии и советской власти: "Когда-то жил я прекрасно, имел большие доходы, а теперь свободно молиться не дают, издеваются над нами"".

Свидетель Струс И.Е., член КП(б)У, показал: "Мне известно, что Алабовский М.П. - священник церкви п.Ирпень. Алабовский занимался агитацией против колхозов, выражаясь среди населения, что соввласть - это власть еврейская, и колхозы - это ярмо для крестьян, потому что вы, дураки, работаете в колхозах, а евреи все поедают и вы не получаете за ваш труд ничего. Алабовский занимался контрреволюционной агитацией, распространял по селу контрреволюционные анекдоты и оскорбительно высказывался по адресу нашего правительства и в особенности т.Сталина. Алабовский окружил себя кулаками, попами, петлюровцами, подготовлял кандидатуры в Верховный Совет СССР. Алабовский занимался активной контрреволюционной агитацией против займа обороны нашей страны, выражаясь среди населения, что почему при царе этого не было, а только Советская власть и коммунисты кровь от нас сосут и забирают, и грабят нас..." Ему вторил гражданин Кипнис Ф.А., заявивший: "Мне известно, что Алабовский М.П. занимался активной агитацией против закрытия церкви поселка Буча, выражаясь и угрожая колхозникам, что вы теперь подписываетесь, чтобы закрыть церковь, но скоро уже, Бог даст, мы вас всех за церковь расстреляем, и будем издеваться над вами как вы издевались над нами...."

Показания остальных свидетелей не отличаются оригинальностью. На очной ставке и на допросе от 19.10.1937 г. Михаил Петрович ни одно обвинение не подтвердил. Но следователь этого и не требовал, ведь приговор был известен заранее, свидетели были опрошены, допрос и очная ставка состоялись в один день. Обвинительное заключение, подписанное помощником оперуполномоченного - сержантом Госбезопасности Краковским и начальником опергруппы - страшим лейтенантом Госбезопасности Гросманом, чудовищно и одновременно глупо по своему содержанию: "Алабовский М.П. является попом, который под видом отправления религиозных обрядов занимается контрреволюционной работой. Будучи связан с контрреволюционным элементом поселка, Алабовский систематически ведет агитацию против колхозов, заявляет: "Советская власть - это еврейская власть, а колхозы - это ярмо для крестьян, и дураки те, которые работают в них, а евреи все поедают, а вы не получаете за ваш труд ничего". Когда по Ирпеню и Буче проходила подписка трудящихся о закрытии церкви, Алабовский предпринимал контрреволюционные меры и открыто заявлял: "Кто будет подписываться о закрытии церкви, тот будет расстрелян новой властью, которая придет на смену Советской власти". В последнее время в связи с выборами в Верховный Совет Алабовский М.П. вместе с контрреволюционным кулацким элементом принимал меры к выдвижению контрреволюционеров в Верховный Совет из числа антисоветских лиц. Наряду с этим он неоднократно в оскорбительной форме выражался против руководителей партии и Советского Правительства..."

Постановлением тройки при Управлении НКВД УССР по Киевской области от 8.12.1937 г. Михаил Петрович Алабовский был приговорен к расстрелу. 21.12.1937 г. ровно в 24 часа о. Михаил взошел на свою Голгофу. В 1981 г. он был канонизирован в сонме Новомучеников Российских Русской Православной Зарубежной Церкви.

В своей книге "Православный русский деятель священник Константин Петрович Терлецкий" Михаил Петрович писал: "В настоящее время очень часто раздаются жалобы на принижение высших идеалов в общественном сознании и на оскудение лиц, воодушевленных идеей созидания в православно-русском направлении. Нельзя не признать справедливость таких жалоб, но в тоже время несправедливо преувеличивать их, оставляя без внимания светлые положительные стороны жизни и воодушевленных деятелей, которых много еще на Святой Руси и которые скромно, без шума ведут великую созидательную работу. Русское общество должно знать православно-русских деятелей, особенно в настоящее время, когда оно соблазняется торжеством врагов России, шумно объявляющих о падении православно-русской жизни. Плодотворная работа этих деятелей должна опровергнуть клевету на православную Русь, возводимую на нее врагами ее и дать высокий образец неустанной работы на пользу православно-русского государства". Писал М.Алабовский эти слова о своем учителе, а ведь они так подходят и к его жизненным принципам, к его подвигу каждодневного незаметного, но столь важного труда на просветительской, благотворительной, приходской нивах.

Тропарь:
"Земли Тамбовския похвало. Светильник Божественного дарования во граде Киеве приемый. К сему же и дар проповедничества, просвещения и воспитания стяжавый. За чистоту веры в годину лютую пострадавый, отче Михаиле, моли Христа Бога помиловати страну Российскую и подвигнути на подвиг покаяния"


ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Труды сщмч. М.П.Алабовского
1. Розга и другие телесные наказания в истории школьной дисциплины // Литературное приложение к журналу "Нива". 1895. Окт.
2. Некролог К.П.Терлецкому // Киевские Епархиальные Ведомости (КЕВ). 1905. N18.
3. Никольский П.В. и свящ. Алабовский М. Православный русский деятель. Настоятель Киево-Лукьяновской св. Феодора церкви священник Константин Петрович Терлецкий (+11 апреля 1905 г.). Киев, 1906.
4. Ходатайство епархиального Братства // КЕВ. 1907. N11.
5. Кого в настоящее время необходимо привлекать к делу миссии? Доклад 4 Всероссийскому миссионерскому съезду в Киеве. Харьков, 1908.
6. Церковно-приходская школа и общее обучение. Киев, 1909.
7. Великий пастырь русского народа (памяти о. Иоанна Кронштадтского). Киев, 1909.
8. Никита Петрович Гиляров-Платонов (к 25-летнему юбилею существования возрожденной церковно-приходской школы) // Западно-русская школа. 1909.
9. Некролог прот. И.И.Мельниковскому // КЕВ. 1909. N3.
10. Юбилейный сборник Киевской Фундуклеевской гимназии (по случаю ее столетия). Киев, 1910.
11. Что губит нашу жизнь вернее холеры? Киев, 1910.
12. Благотворительный съезд в Санкт-Петербурге и отклик на него из Киева. Киев, 1910.
13. Участие офицеров в религиозно-нравственном воспитании солдата. Сообщение в Киевском дворянском собрании 15 марта 1910 г. Харьков, 1911.
14. Значение Православной Церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев, 1912.
15. Не нам, не нам, а имени Твоему (к 100-летию Отечественной войны) // КЕВ. 1911. N39.
16. Промысел Божий в истории России под скипетром Дома Романовых // КЕВ. 1913. N9.
17.Изъяснение избранных мест из Св. Евангелия с предварительными сведениями о Библии (для 7 и 8-х классов средних учебных заведений). Киев, 1914.
18. Из истории Церкви. Киев, 1914.

2. Основные вехи жизненного пути сщмч. М.П.Алабовского
9.01.1874 - родился в семье псаломщика села Саюкино Димитровщинской волости Тамбовского уезда
1883-1887 - учеба в Тамбовском духовном училище
1887-1893 - учеба в Тамбовской духовной семинарии на казенном содержании
13.09.1893-12.06.1897 - учеба в Киевской духовной академии на казенном содержании
25.01.1898 (фактически с 1.01.1898) - назначен на должность учителя одноклассной церковно-приходской школы при Юрковецкой церкви
28.03.1899 - рукоположен в сан иерея епископом Каневским Сильвестром
04.1899 - назначен заведующим и законоучителем Киево-Юрковецкой Николаево-Александровской церковно-приходской школы
10.03.1899-7.09.1907 - настоятель Макарьевской Юрковецкой церкви
29.12.1901 - назначен кандидатом в члены ревизионной комиссии при Киевском Епархиальном свечном заводе
29.12.1901-1.10.1907 - председатель Свято-Макарьевского Юрковецкого Братства
02.1902 - награжден набедренником
27.01.1903-27.01.1913 - член Совета КРПО
13.01.1905 - награжден скуфьей
1.09.1907-1916 - настоятель домовой Марии Магдалины церкви и законоучитель Фундуклеевской гимназии
6.05.1908 - награжден камилавкой
1909-1914 - член Совета 1-го Киевского женского училища Духовного Ведомства
6.05.1911 - награжден наперсным крестом от Св.Синода выдаваемым
6.05.1913 - награжден орденом Анны 3 степени
13-24.10.1914 - член ревизионной комиссии Управления епархиального свечного завода
1915 - возведен в сан протоиерея
1916-1920 - настоятель Александринской домовой церкви и законоучитель Николаевского военного училища
29.06.1917 - преподано благословение Св.Синода за заслуги по гражданскому и военному ведомству
1921-22.12.1935 - настоятель Крестовоздвиженской церкви Чоколовского поселка
01.1936-19.10.1937 - священник Троицкой церкви в дачном поселке Ирпень
19.10.1937 - арестован в Ирпене
8.12.1937 - вынесен смертный приговор
21.12.1937 - расстрелян
1.11.1981 - канонизирован РПЗЦ в сонме Новомучеников и Исповедников Российских
http://www.rusk.ru/analitika/2005/06/20/zemli_tambovskiya_pohvalo/
Tags: политические репрессии, православие, сталинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment