d_v_sokolov (d_v_sokolov) wrote,
d_v_sokolov
d_v_sokolov

Categories:

Тимур Кальченко.Земли Тамбовския похвало... ч.2

http://d-v-sokolov.livejournal.com/100562.html - ч.1
Давно нет ни Лукьяновской Федоровской церкви, ни о. Константина с о. Михаилом, но сквозь века будут звучать слова Юрковецкого пастыря, сказанные 13.04.1905 г. перед первым кондаком за литургией преждеосвященных даров: "В чем же сущность твоего пастырства? Какой завет оставил вам, своим возлюбленным чадам, отец ваш духовный? То, чем он жил и что вам завещал, он написал на сводах этого храма, как бы для постоянного вашего памятования, смотрите: "Бог любви есть и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает". Любовь - вон чем он жил, любовь - вот что он нам завещал. Любовь породила в нем все то, чем так дорог нам всем о. Константин. Любовь к Богу и людям создала из него великого молитвенника. Мы - пастыри, учители молитвы, поражались его молитвой. Он не только молился, он, как выражается церковная молитва "мил ся деял Богу". Это была молитва веры, молитва дерзновенная, проникавшая небеса и растоплявшая каменные сердца!.. Прости, любящий пастырь наш! Прости, отец наш! "Не прости", поправил бы ты, а "до свидания". Да, если Господь сподобит быть нам там, где, веруем, водворится твоя чистая душа, то до радостного свидания!". Работая на пользу других, о. Константин не оставил семье никаких средств. Осиротевшее семейство, лишившись кормильца, оказалось в самом затруднительном материальном положении", но благодаря помощи о. Михаила, им удалось пережить тяжелые годы.
1907 г. стал последним годом пребывания о.Михаила на Юрковице. Но сколько он успел сделать!

В 1907 году епископ Чигиринский Платон (Рождественский) был избран депутатом II Государственной Думы от Киева. В комиссию выборщиков из 80 человек входили известные в Киеве лица: прот. К.И.Фоменко, свящ. И.Г.Тарасевич, свящ. Д.Н.Слюсарев, свящ. М.П.Алабовский. Естественно, что Михаил Петрович не мог не воспользоваться возможностью передать депутату наказы избирателей и не поделиться своим видением современной церковной жизни. 12.02.1907 г. Преосв. Платону представлялась депутация от Св.-Макарьевского Братства (П.А.Федосеев, О.Ф.Романов, П.Ф.Добровольский, А.И.Брайковский, М.П.Алабовский), которая выразила приветствие Владыке как почетному члену Братства, с избранием его в Государственную Думу и вместе с тем заявила ходатайство об оказании возможного содействия выполнению двух постановлений Братства по вопросам общегосударственного характера. Несомненно, что авторство инициатив целиком принадлежит М.П.Алабовскому, который предлагал следующее: "На собрании членов Братства 4.04.1906 г. обсуждался вопрос о том, о каких потребностях Православной церкви желательно было бы внести на рассмотрение Государственной Думы и Государственного Совета. Было решено поставить на обсуждение Государственной Думы и Государственного Совета вопросы: 1) Существующий способ обеспечения духовенства посредством даяний за требоисполнение в значительной мере препятствует нравственному единению пастыря с пасомыми. Братство находит необходимым назначение духовенству соответствующего содержания из казны, 2) Считая вообще, что православное начальное образование недостижимо иначе, как при наиболее полном влиянии и руководстве церкви - Братство признает необходимым, чтобы все школы (начальные) в Империи находились в ближайшем ведении приходов. Ввиду изложенного, Братство постановляет: просить члена Государственной Думы от Киева содействовать при рассмотрении сметы увеличению кредитов, отпускаемых на содержание православного духовенства и церковно-приходских школ". Владыка-депутат отнесся с полным пониманием, вниманием и сочувствием к ходатайству Братства, заявивши, что как бывший приходской пастырь, он глубоко чувствует ту душевную боль, какую причиняет духовенству необходимость жить на так называемые доброхотные даяния прихожан, равно как и тот вред, какой приносит она делу благоустройства приходской жизни".

М.П.Алабовский и Братство, как свидетельствуют приведенные строки, занимались далеко не "приземленными" приходскими вопросами, а ставили перед собой цели общероссийского, державного характера. Как призыв звучат пророческие слова о. Михаила: "У нас нет серьезного общественного мнения не только по церковным, но и по другим разнообразным вопросам государственной жизни. Почин в деле выяснения и формулировки церковно-общественного сознания должен быть взят церковно-приходскими учреждениями, как ближе всего стоящими к делу. Мы переживаем время, исключительное по своей важности. Если мы, пастыри, не возьмемся за дело организации народной массы, объединив ее в приходах, то придут иные деятели, с иным знаменем, и увлекут ее в противоположную сторону. Если бы со всех концов России раздавался дружный голос православных приходов, какую внушительную картину представил бы этот подлинный голос народа и какой противовес нашли бы в нем обычные теперь злоупотребления голосом народа". Инициативы М.П.Алабовского, выраженные им в качестве пожеланий члену Государственной думы от Киева епископу Платону нашли отклик в среде киевского духовенства (6.11.1907 г. под председательством епископа Уманского Агапита состоялось собрание пастырей Киева, которое "поручило комиссии из прот. Г.Прозорова, свящ. И.Троицкого и свящ. М.Алабовского составить доклад о необходимости в настоящее время оживления пастырской благотворительности и об организации благотворительности под покровом Святой Церкви").

1.09.1907 г. уже маститым иереем и сформировавшимся общественным деятелем Михаил Петрович Алабовский определяется законоучителем Фундуклеевской гимназии, а 12.09.1907 - настоятелем домовой в честь Св.Марии Магдалины церкви.

В письме священнику Дегтяревской богадельни Тимофею Лященко от 7.09.1907 г. М.П.Алабовский пишет: "8-го я имею отслужить последнюю литургию у себя на Юрковице, а 9-го буду служить уже в гимназии. Пока официально я в должности не утвержден, а преемника мне не назначено, но чтобы не оттягивать время, я с будущей недели приступаю к исполнению своих обязанностей в гимназии. Не можете ли Вы взять на себя совершение богослужений и треб в моем приходе, временно, до решения вопроса о моем преемнике. Разрешится это, по всей вероятности, на будущей неделе. Возможно, что на мое место будет назначен кто-либо не из Киева, и приход до приезда нового настоятеля будет поручен наблюдению соседних батюшек... Если Вы затруднитесь, то будьте добры, предложите о. Александру Ходзицкому (хотя он, кажется, служит в Александровской больнице) или еще кому-нибудь из студентов. Условия прежние - за каждый праздничный и воскресный день (всенощная и литургия) - 2½ р. и половина всех доходов за требы (за исключением проскомидийных). Начинать придется в субботу совершением погребения, назначенного в 1 час дня...".

"Очень дорогая его сердцу Юрковица" осталась в прошлом, но не была забыта (19.04.1909 г. М.Алабовский в составе ревизионной комиссии совместно с ректором Киевской Духовной Семинарии архимандритом Амвросием, Екатериной Степановной Бурковской рассматривал денежный отчет деятельности Дамского комитета при Юрковецком приюте за 15 месяцев 1908-09 гг. и признал его правильным).

7.01.1910 г. Киевская Фундуклеевская женская гимназия отпраздновала 50-летие своего существования. За год до юбилея из состава преподавателей корпорации была избрана особая комиссия по устройству чествования юбилея. В комиссию под председательством начальника гимназии В.Г.Смирягина вошли: главная надзирательница гимназии Н.А.Максимова, законоучитель священник М.П.Алабовский, классные надзирательницы Ю.В.Певницкая, Л.Г.Рудаковская, преподаватели: Е.К.Трегубов, Г.В.Александровский. В задачи Михаила Петровича входила организация торжественного всенощного бдения с поминовением лиц, имевших отношение к Фундуклеевской гимназии. "В 6 часов вечера 6.01.1910 г. в домовой церкви гимназии состоялась церковная служба, в которой принимали участие бывшие и действующие законоучители ее - прот. С.И.Трегубов, А.Г.Дашкиев, И.И.Троицкий, А.А.Коровицкий и свящ. М.П.Алабовский. На следующий день после литургии М.Алабовским было сказано блестящее по своей красоте слово". Вот лишь некоторые выдержки из него: "Основанная людьми возвышенного, христианского настроения Фундуклеевская гимназия восприняла в свою жизнь начала христианской любви и самоотречения. Плоды ее деятельности - это сотни образованных матерей и десятки образованных женщин, самоотверженно трудившихся и трудящихся на поприще просвещения, в большинстве - в сельских начальных школах. Но не только родному краю послужила наша гимназия: с любовию дала она просвещение и уроженкам родственных нам славянских земель, в особенности Болгарии... Дорогие мои соработники на общей просветительской ниве. Нам выпала высокая честь быть продолжателями славного дела. Всей душой вникнем в Священные заветы, преданные нам первоначальниками нашего дела, а заветы эти - воспитание русской женщины на началах истинно Православной церкви, в духе христианской любви, требующей от нас подвига самоотречения и терпения в нашем нелегком служении". Через 2 месяца, о. Михаил встречал в стенах гимназии короля Сербии Петра I, который, посетив Киево-Печерскую Лавру, решил ознакомиться с ведущими учебными заведениями столицы Юго-Западного края - Первой и Фундуклеевской гимназиями, где посетил домовые церкви.

Преподавательские заботы не позволили о. Михаилу присутствовать на 1-м Всероссийском съезде по общественному призрению и частной благотворительности (8-13.03.1910 г.), но поскольку подобные вопросы его всегда волновали, он не мог не откликнуться на это событие обширной статьей, остановив внимание на основной, с его точки зрения "первоначальной единице организации общественного призрения - приходе". Вот основные положения этой статьи:
"1) Приход является самой желательной первоначальной единицей общественного призрения, прежде всего с точки зрения самой идеи христианской благотворительности. Считаем вне сомнений и споров положение, что в основу всего дела благотворительности в России должно быть положено христианское понятие о ней.
2) Приход является самой желательной первоначальной единицей общественного призрения и с точки зрения практической осуществления идеи христианской благотворительности. В приходе наиболее обеспечена возможность отличать настоящую бедноту от поддельной и таким образом успешно вести борьбу с таким укоренившимся злом, как профессиональное нищенство
3) Во главе первоначальной единицы общественного призрения должен стоять приходской совет, приходское братство или попечительство, с непременным участием по делам благотворительности представителей земств, городов, администрации.
4) Против высказанного нами могут возразить - при сосредоточии благотворительности в руках прихода, игнорируются интересы иноверных бедняков, а потому нужно взять единицу - не вероисповедательную, а государственную. Церковь никогда не отличалась нетерпимостью к иным верам и всегда была чутка к истинной нужде, хотя бы иноплеменника. В интересах справедливости, в приходах со смешанным в вероисповедательном отношении населением нужно предоставить право участия в приходском совете и представителям инославных вероисповеданий". Впоследствии он опубликовал свои мысли по поводу дел приходской благотворительности отдельной книгой, дополнив ее сравнительной таблицей.

В 1915 г. за активную просветительскую деятельность священник Алабовский получает сан протоиерея (13.01.1905 г. он был награжден скуфьей, а 6.05.1908 г. – камилавкой). По-прежнему сотрудничая с КРПО, где он являлся уже членом Совета, о. Михаил готовил доклады (как, например, к юбилею Отечественной войны 1812 г., помещенном в Киевских епархиальных ведомостях за 1912 г. под названием "Не нам, не нам, а имени Твоему", юбилею царствующего Дома Романовых под названием "Промысел Божий в истории России под скипетром Дома Романовых", прочитанный на собрании Совета КРПО 22.02.1913 г.), участвовал в административной и литургической жизни Общества (принимал участие в богослужениях в его стенах 27.01.1911 г. и 13.11.1916 г.). Были у него и служебные обязанности: действительное членство в Киевском уездном попечительстве детских приютов (с 1910 г.), преподавательская деятельность (закон Божий) в Киевской женской 3-классной торговой школе им. Н.А.Терещенко (1.09.1898-1.09.1909), законоучительство в Юрковецком городском приходском училище N28 (15.10.1898-1.10.1906), членство в Совете Киевского женского училища Духовного Ведомства (1909-1914).

Многогранная деятельность о. Михаила распространялась не только на дела приходского попечения. Его общественная позиция проявлялась в выражении патриотических чувств и отдании долга тем деятелям, которые своей жизнью засвидетельствовали верность России. В 1908 г. он встречает галицких паломников, приехавших поклониться киевским святыням и праху выдающегося священника о. Иоанна Наумовича, выступавшего за единение австрийских земель под скипетром русского императора. 9.08.1908 г. в 9 часов утра в Николаевской церкви на Аскольдовой могиле иеромонахом М.Узковичем была совершена заупокойная литургия по прот. Иоанну. После причастна произнес слово законоучитель Фундуклеевской гимназии М.Алабовский. А в 1909 г. памяти другого Святого подвижника Иоанна Кронштадтского "в зале КРПО состоялось торжественное заседание, как членов Общества, так и киевских патриотических организаций в память почившего пастыря-молитвенника Русской земли. Собрание было многолюдным. После панихиды произнесены были две речи, посвященные памяти блаженнопочившего о. Иоанна Кронштадтского. Первую, представлявшую очерк жизни и пастырских трудов поминаемого пастыря, произнес от имени Киевского отдела Союза Русского Народа (СРН) священник М.П.Алабовский (впоследствии она была опубликована отдельным изданием).

19 октября 1915 г. Фундуклеевскую гимназию и домовую церковь при ней посетила вдовствующая Императрица Мария Федоровна. С приветственным словом в ее адрес обратился о. М.Алабовский. Он сказал: "Ваше Императорское Величество, Всемилостивейшая Государыня! Храм, в который вы вступаете, сооружен усердием педагогического персонала гимназии и ее благотворителей в память 25-летия супружества Вашего Императорского величества с в Бозе почивающим, незабвенным Царем-Миротворцем и посвящен Вашему Ангелу - Св.Равноапостольной Марии Магдалине. В этом святилище вверенные нашему попечению дети получают первые - самые впечатлительные уроки веры и жизни христианской. Здесь они усердно молятся о Той, неусыпными заботами Которой они готовятся к самостоятельной жизни, готовятся стать живыми членами церкви, верными слугами Престола и Отечества. Ныне обласканные вниманием Вашего Императорского Величества в настоящем Вашем высоком посещении гимназии, воспитанницы ее с особой радостью встречают свою Августейшую Мать-Покровительницу молитвенными пожеланиями. Да благословит всевышний Ваше Императорское Величество во всех путех Ваших. Да сохранит Он Вас и всю Августейшую Семью Вашу на долгие, преисполненные радостью многие лета".

Во время Первой мировой войны повышается значение Киева как прифронтового города. Константиновское военное училище уже не могло удовлетворить возросших потребностей в кадровых офицерах и 17.06.1915 г. состоялась закладка зданий Николаевского пехотного и артиллерийского училища на Соломенке за Кадетской рощей. Хотя новые здания и были еще в проекте, их штат был уже сформирован, и место законоучителя в пехотном училище было предложено протоиерею М.Алабовскому.

30 октября 1916 г. оба училища посетил Государь Император Николай II Александрович. У ворот училища к приезду Царя была устроена эффектная триумфальная арка, а вся дорога к центральному входу - декорирована национальными флагами. В вестибюле Николаевского пехотного училища Императора встречало начальство. Там же о. Михаилом была сказана краткая речь следующего содержания: "Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь! Удостоенное высокой чести носить Августейшее Имя Вашего Императорского Величества училище наше с несказанной радостью встречает Венценосного Вождя русской армии в своих стенах. Сердца наши полны неизъяснимого трепета, охватывающего русского человека при всяком общении его с Царем и оживляющего в душе его заветные, священнейшие чувства: веру в величие родины и в правду ее подвига, любовь к Отцу отечества. Воспитанные здесь в этих высоких чувствах тысячи питомцев училища несут службу отечеству и многие из них кровью запечатлели верность долгу. Дерзаем повергнуть к стопам Вашим, Великий Государь, верноподданическое наше заверение, что и мы, оставшиеся воспитатели и питомцы, каждый на своем посту, готовы в настоящую тяжелую годину отдать все свои силы на служение Престолу и Родине, почерпая на то новое вдохновение в нынешнем Высоком посещении Вашим Императорским Величеством училища. Молитвами Святителя и Чудотворца Николая, Мученицы Царицы Александры, которой будет посвящен храм училища и киево-печерских чудотворцев да благословит Всевышний пути Ваши и да сохранит Он Ваше Императорское Величество и всю августейшую Семью Вашу на многие, радостию исполненные, многие лета!" По окончании речи Алабовского Государь, приложившись ко кресту, был окроплен святой водой и направился в помещение училища, где были выстроены юнкера.

24.11.1916 в училище состоялось торжественное освящение Высочайше пожалованного знамени. "Ровно в 12 часов на торжество изволили прибыть в училище Государыня Императрица Мария Федоровна в сопровождении лиц свиты. Встреченная начальником училища генерал-майором В.И.Гавриловым и дежурным офицером, рапортовавшим Ее Величеству о состоянии училища, Государыня проследовала в зал, где встречена была дружным приветствием "ура" юнкеров. Чин освящения знамени был совершен епископом Каневским Василием, ректором Киевской Духовной Академии, в сослужении инспектора КДА архимандрита Тихона, митроф. прот. А.Дородницына, прот. К.Шепченко, Е.Капралова, И.Кавернинского и законоучителя училища прот. М.Алабовского. По окроплении знамени и всех юнкеров святой водой Преос. Василий громко прочел слова присяги, повторенные всеми офицерами и юнкерами, затем произнес слово, после которого вручил знамя генералу А.Забелину, а тот передал его коленопреклоненному начальнику училища, из рук коего, взял знамя, также ставши на колени, юнкер-знаменщик. Затем знамя было отнесено под звуки музыки на свое место". Совсем недавно 19.10.1916 г. о. Михаил уже имел честь лицезреть Императрицу Марию Федоровну, которая изволила присутствовать на молебне, совершенном епископом Каневским Василием в церкви Института Императора Николая I по случаю 50-летия со дня принятия ею участия в делах ведомства учреждений Императрицы Марии.

Во время смуты 1905-1907 годов о. Михаил принял активное участие в монархическом движении. Он был членом Русского Собрания, куда его приняли по личному предложению председателя Совета РС князя Д.П.Голицына-Муравлина. В 1906 г. он состоял в списках выборщиков в Городскую думу (по Лукьяновской части города) от Киевской Монархической Партии, а с 10 сентября 1907 г. о. Михаил вошел также в состав Комитета внепартийных русских избирателей. Он принимал участие в работе Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 г. Перед закрытием Съезда по просьбе киевских женщин обратился к делегатам с краткой речью и благословил их поднесенными депутацией киевских женщин нательными образками св. Архистратига Михаила на ленточках национальных цветов. Долгое время свящ. Алабовский исполнял обязанности председателя Киевского Губернского Отдела Союза Русского Народа (КГО СРН), а накануне февральского переворота возглавил отдел.

Он активно выступал с речами и докладами перед киевскими монархистами. 24 июня 1907 г. на собрании Крещатикского отдела СРН о. Михаил произнес блестящую речь "Не в силе Бог, а в правде". В начале 1909 г. на основе доклада М.П.Алабовского КГО СРН отослал ходатайство по вопросу о всеобщем обучении члену Государственной Думы епископу Евлогию (Георгиевскому). 1.10.1909 г. после богослужения, посвященного памяти св. блгв. княгине Анне Кашинской, в зале КРПО о. Михаил предложил членам монархических организаций Киева чтение, посвященное этой Святой. 21ноября того же года на общем собрании членов КГО СРН после молебна св. мч. блгв. князю Михаилу Тверскому он ознакомил присутствовавших с жизнью и подвигами святого князя. 5 октября 1909 г. во второй день работы Западно-Русского Съезда о. Михаил выступил с речью против правительственного законопроекта об учреждении земства в западных губерниях, назвав его несоответствующим интересам русской государственности. Он, между прочим, отметил, "что принципиально ни поляки, ни инородцы не должны быть допускаемы в земство. Хотя такое требование может быть признано нетактичным и неприемлемым, но нам ни в коем случае нельзя считаться с "тактикой". В дело государственное поляков и инородцев пускать нельзя. Пусть они себе занимаются вопросами чисто экономическими. Мы должны высказаться решительно, что представительство в будущем земстве должно быть только русским...".

По инициативе КГО СРН в Киеве был организован детский приют им. св. княгини Ольги и в память П.А.Столыпина, председателем Правления приюта был избран о. Михаил. В 1916 г. в Ставку Верховного Главнокомандующего пришла телеграмма, подписанная прот. Алабовским и членами КГО СРН: "Члены Киевского губернского отдела Союза Русского Народа на торжестве закладки сооружаемого отделом здания детского приюта для 50 сирот воинов им. св. княгини Ольги в память П.А.Столыпина в 5-ю годовщину со дня кончины этого великого государственного деятеля, горячо помолившись вместе с его супругой, почетной попечительницей приюта и его семьей о здравии и долгоденствии Вашего Императорского Величества и всего Царствующего Дома и о скорейшем одолении супостата, приемлют смелость повергнуть к стопам Вашим, всемилостивый Государь, свои верноподданические чувства сыновней любви и готовности положить все силы на славу возлюбленному Царю Батюшке и на благо дорогой родины". В ответ император на имя епископа Чигиринского Никодима изволил начертать: "Сердечно благодарю Вас, Владыко, Ольгу Борисовну Столыпину, прот. Алабовского и членов Киевского Губернского Отдела Союза Русского Народа за молитвы и выраженные верноподданические чувства по случаю закладки приюта в память незабвенного Петра Аркадьевича. Николай".

В октябре 1915 г. в условиях активизации противников Самодержавия о. Михаил предпринимал усилия к объединению всех монархических организаций Киева и правых киевлян с целью подать голос в противовес выступлению левых. Он был участником Совещания монархистов в Петрограде 21-23.11.1915 г., на котором выступал в прениях по вопросу о беженцах. На Совещании он был избран членом руководящего органа Черной Сотни - Совета Монархических Съездов.

В своей книге "Николай Второй. Жизнь и царствование" О.А.Платонов пишет: "Патриотическое движение объединило в себе цвет русской нации. В работе патриотических организаций принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые, писатели, люди искусства. Среди них сам царь Николай II, святые Иоанн Кронштадский и будущий патриарх Тихон, архиепископ Антоний (Храповицкий), прот. И.Восторгов, прот. Михаил Алабовский, архимандрит Почаевской Лавры Виталий, архимандрит М.Гневушев, государственные деятели - И.Г.Щегловитов, Н.А.Маклаков, ученые-академики Д.И.Менделеев, А.И.Оболенский, писатели и публицисты - С.А.Нилус, В.В.Розанов, Л.А.Тихомиров, Н.Д.Жевахов, художники - В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, П.Д.Корин". Имя протоиерея Михаила Петровича Алабовского стоит рядом со столь известными и дорогими для нас именами и уже это - свидетельство его заслуг перед Россией.

Смута 1917 года превратила место служения о. Михаила воистину в "боевой пост". В том числе и благодаря ему удалось сохранить дисциплину в училище до конца 1917 г., за что он был отмечен благословением Святейшего Синода от 29.06.1917 г. Домовая Александринская церковь училища была преобразована о. Михаилом в приходскую, благодаря чему она просуществовала до конца 1920 г. 26.04.1919 г. он писал епископу Назарию: "В течение минувшего Великого Поста в положении церкви б. II Киевского военного училища, при которой до последнего времени я служил, произошла существенная перемена. Благодаря хлопотам постоянных богомольцев церкви, жителей Чоколовского поселка и Александровской слободы, комиссариатом по ликвидации имуществ религиозных установлений разрешено оставить церковь в здании училища и совершать в ней богослужения, а имущество церкви передано обществу богомольцев церкви. Официальное удостоверение о неимении претензий к дальнейшему пребыванию церкви в стенах училища получено и от администрации открытых недавно в здании училища I советских инженерных курсов. Ввиду того, что положение церкви таким образом получает легальный характер, жителями означенных поселков, а также живущими в зданиях быв. военного училища, II Киевского и Николаевского артиллерийского предложено в самом непродолжительном времени ходатайствовать перед Вашим Преосвященством об открытии при церкви быв. II Киевского военного училища самостоятельного прихода. При этом весьма многими из прихожан выражено непременное желание вернуть меня настоятелем церкви, что имелось ввиду при самих хлопотах об оставлении церкви теперь, когда хлопоты увенчались довольно неожиданным успехом, я считаю себя нравственно обязанным пойти навстречу желанию прихожан и потому сим имею честь просить Ваше Преосвященство об откомандировании меня от Старо-Киевской Вознесенской церкви и о назначении меня на место настоятеля новооткрывающегося прихода при церкви быв. II Киевского военного училища".

В 1919 г. протоиерей М.П.Алабовский все еще занимается активной творческой деятельностью. Свидетельство тому его письмо прот. И.Королькову, который, видимо, просил Михаила Петровича прислать свои воспоминания о Преосв. Сильвестре. Алабовский ответил: "Усердно прошу у Вас прощения: не думайте, чтобы я забыл о Вашей просьбе. Но должен был по необходимости отложить ее исполнение, так как был в последнее время занят составлением речи об о.Иоанне Кронштадском и другими срочными письменными работами. Теперь полагаю набросать мои мысли о незабвенном Владыке Сильвестре на Ваше усмотрение, если еще не поздно. Прошу извинить меня и за небрежность переписки и за непродуманность содержания: боюсь Вас задерживать. Прошу принять уверение в совершеннейшем моем к Вам уважении и преданности".
Tags: политические репрессии, православие, сталинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments